+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Щербаков Михаил

Щербаков Михаил

Художественный руководитель и главный дирижер АСО, народный артист РФ

Интернет-выставка к юбилею маэстро Михаила Щербакова

Михаил Щербаков получил музыкальное образование в Уральской государственной консерватории по классу скрипки у профессора Н.А.Шварца (1975 г.), затем по классу оперно-симфонического дирижирования у народного артиста РФ, профессора М.И.Павермана.

В творческой биографии Щербакова – работа в качестве концертмейстера в оркестре Свердловского академического театра оперы и балета под руководством дирижера Е.В.Колобова, в качестве дирижера - в оркестрах Чечено-Ингушетии и Ярославля. С 1988 по 1993 гг. был художественным руководителем и главным дирижёром Астраханского филармонического камерного оркестра. С 1991 г. и по настоящее время является художественным руководителем и главным дирижером академического симфонического оркестра Самарской филармонии.

С первых же шагов своей творческой деятельности в Самаре маэстро Щербаков зарекомендовал себя как инициатор множества смелых идей, ниспровергатель устоявшихся традиций. На его счету одиннадцать Международных музыкальных фестивалей, впервые прошедших в Самаре с участием молодых исполнителей из США, Латинской Америки и России (1991 - 1994 гг.), запись первой в истории оркестра пластинки с произведениями американских композиторов, а затем - компакт-дисков с русской и французской музыкой.

Именно с дирижером М.Щербаковым симфонический оркестр впервые провел успешные гастроли в столичных концертных залах (с 1992 г. - одиннадцать оригинальных программ).

Впервые в своей истории Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии во главе с дирижёром М.Щербаковым начал выезжать на зарубежные гастроли. Сначала в Тунис (1993 г.) и Пекин (1994 г.), затем последовали турне по городам Испании (1996, 2005, 2007 гг.), Германии (1997, 2005 гг.) и Бельгии (2005 г.). Летом 2007 г. с большим успехом прошли гастроли оркестра на Кавказских Минеральных Водах (Кисловодск, Ессентуки). М. Щербаков неоднократно гастролировал за рубежом: в Канаде (1989 г.), США, Германии (1996 г.), на Кубе (1997 г.), в Великобритании (2003, 2004 гг.), Сербии (2004 г.), Италии (2007 г.), Вьетнаме (2006 г.); дирижировал Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского и Государственным симфоническим оркестром России (Москва).

Творческий диапазон дирижера очень широк – под его руководством в исполнении оркестра прозвучали почти все симфонии Л.Бетховена, И.Брамса, П.Чайковского, С.Рахманинова, А.Бородина, С.Прокофьева, Д.Шостаковича. Не остались без внимания Г.Малер, А.Брукнер, Р.Штраус, Р.Вагнер, К.Дебюсси, М.Равель – в общем, всё самое значительное из мирового симфонического репертуара.

М. Щербаков также постоянно осуществляет с оркестром исполнение премьер современных отечественных композиторов, среди которых А. Петров, А. Эшпай, А.Бердюгин, В.Казенин, А.Чайковский, Э.Денисов, С.Слонимский, В.Биберган, М.Левянт и другие. В сезоне 1997-98 гг. вместе с самарским симфоническим оркестром исполнил цикл концертов «Портреты современных композиторов» с участием самих авторов (Т.Хренников, Р.Щедрин, С.Слонимский, А.Чайковский, А.Бердюгин), давших высокую оценку исполняемых под руководством М.Щербакова своих сочинений.

Талант дирижера М.Щербакова самобытен и не вписывается в рамки традиционного провинциального исполнительства. Своим темпераментом и неудержимой творческой энергией он буквально взрывает устоявшиеся шаблоны. Его трактовки будят творческое воображение, кардинально меняя слушательское восприятие. Обычные будни российской глубинки он намеренно превращает в бьющее через край музыкальное празднество, поскольку не географическое положение определяет музыкальный центр страны, а человек и дирижер, умело находящий пути от исполнителя к слушателям. Работы последних лет - циклы «Симфонические собрания», «Портреты современных композиторов», «На рубеже тысячелетий», «Симфонический вернисаж», «Да ведают потомки православных» (К 2000-летию Рождества Христова), «Шедевры мировой симфонической музыки», музыкальный фестиваль, посвященный 200-летию А.С.Пушкина - неизменно вызывают повышенный интерес слушателей Самарской филармонии. В сезоне 2008-2009 гг. под руководством маэстро проходят концерты абонементов № 1 «Мировая классика» и № 2 «Симфонической наследие трех столетий», проект мероприятий для молодежи области «Арт-панорама», цикл концертов для студентов «Музыка – это услышанный голос времени» (программа «Классика и ритмы джаза»). В 1992 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РФ», а в 2001 г. ещё более высокое звание «Народный артист РФ». В 1996 г. М. Щербакову была вручена медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. С 2004 года он является профессором Самарской академии искусства и культуры.

В 2002 году оркестр под руководством М.Щербакова победил во Всероссийском радио-фестивале в номинации «За лучшее творческое прочтение сочинения» (в программе звучала Симфония № 2 С.Рахманинова). По итогам 2003 г. маэстро Щербаков стал Лауреатом в рейтинге Всероссийской газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижеры».

Фотогалерея

Ближайшие концерты

8
2017
апреля
18:30
Абонемент № 1 «Дирижирует маэстро Щербаков» (4-й концерт)
Описание
8 апреля в Концертном зале Самарской филармонии в рамках Абонементного цикла №1 «Дирижирует маэстро Щербаков» состоится мировая премьера! Впервые будут исполнены Симфонические моменты «Витязь в тигровой шкуре» композитора Александра Изосимова, посвященные Шота Руставели.

Александр Изосимов - известный российский композитор, выпускник Ленинградской консерватории, ученик народного артиста России Бориса Тищенко. В 1993 г. А.Изосимов изобрел метод сочинения музыки «дышащий лад», высокую оценку которому дал Альфред Шнитке во время показа в Гамбургской консерватории. Прославленный мэтр пригласил молодого автора на интервью с ним, которое снимало Кельнское телевидение.

Произведения Изосимова звучат в России и за рубежом. Среди исполнителей - ведущие солисты мировых оперных театров: Геннадий Беззубенков, Олеся Петрова, Маргарита Грицкова, Мария Людько, Мария Литке; виртуозы инструменталисты: скрипач Владислав Песин, пианистка Галина Сандовская; гастролирующие коллективы: Уральский государственный камерный хор под управлением Владислава Новика и Московский ансамбль современной музыки; симфонические оркестры Санкт-Петербурга и Самары.

Творчество композитора стало предметом научного исследования, ему посвящены десятки научных статей. В 2013 г. музыковед Наталия Климова защитила диссертацию «Музыка Александра Изосимова: парадигма света».

В списке сочинений композитора: опера «Потерянный рай», балет «Избранник», кантата «Куликовская битва» для хора и оркестра, симфония, четыре инструментальных концерта (фортепианный, два скрипичных и виолончельный), симфонические образы «Лики», «Иаония. Брагодарность Жизнедателю» для хора, органа и камерного оркестра, двенадцать хоров a cappella, «Химеры» для ансамбля инструментов, два струнных квартета, две cонаты (фортепианная и виолончельная), секстет «Когда душа моя была облаком», трио «Боги легконоги», дуэт «Infernale», фортепианный цикл «Превращение», «Царевна-Лебедь»для фортепиано, сорок вокальных произведений.

Международную известность получили вокальный цикл «Песни прекрасного пришельца», хоровая поэма «Сопереживание душе» для хора a cappella, виолончельная соната.

Традиция классиков русской музыки была творчески продолжена композитором в оркестровом сочинении «Витязь в тигровой шкуре», написанном по мотивам эпической поэмы великого грузинского поэта XII века Шота Руставели. Произведение вызвало к жизни новую форму: симфонические моменты. Это крупная циклическая музыкальная форма, для которой характерно свободное от конкретики, обобщенное, концентрированное отображение духа литературного источника.

Александр Изосимов - в кульминационной поре своей творческой жизни. Многие из его сочинений еще ждут своих исполнителей! 
цена билета
300-500 руб.
16
2017
апреля
19:00
В рамках IV Транссибирского Арт-Фестиваля 2017
Описание
16 апреля Самарская филармония впервые станет одной из концертных площадок проекта мирового значения - Транссибирского Арт-Фестиваля! Сотни участников, десятки знаменитых музыкантов, многотысячная аудитория зрителей – таков масштаб уникального проекта. Музыкальный форум под руководством выдающегося скрипача Вадима Репина за годы своего существования завоевал мировую популярность, стал международным проектом.

Транссибирская магистраль проходит практически через всю нашу страну. Философия Арт-фестиваля заключается в соединении необъятных расстояний, городов и даже стран при помощи музыкального искусства. Помимо Новосибирска, который является центром фестиваля, Красноярска, Омска и Тюмени площадками фестиваля в 2017 году станут Москва, Санкт-Петербург, города Японии, ряд европейских городов. Теперь в истории фестиваля появится и Самара. Программа фестиваля длится несколько месяцев.

На сцене концертного зала Самарской филармонии 16 апреля Академический симфонический оркестр Самарской филармонии под руководством маэстро Михаила Щербакова и скрипач с мировым именем Вадим Репин дадут грандиозный концерт. В первом отделении в исполнении оркестра прозвучит Симфония №4 «Итальянская» Феликса Мендельсона. Во втором отделении прозвучит потрясающий по красоте и выразительности Концерт №1 для скрипки с оркестром (соч. 26) Макса Бруха, а также блестящая рапсодия для скрипки с оркестром Мориса Равеля «Цыганка».

О Вадиме Репине – «повелителе скрипки» пишут авторитетные музыканты мира: «Вадим Репин - лучший скрипач из ныне живущих». «Торжественность сценического облика Вадима Репина и глубокая выразительность его интерпретаций, это сочетание обусловило появление бренда одного из самых неотразимых на сегодняшний день музыкантов».
Иегуди Менухин
«Действительно лучший, самый совершенный скрипач из тех, которых я слышал»
Огненный темперамент, безупречная техника, поэтичность и прочувствованность интерпретаций – главные качества исполнительской манеры Вадима Репина. Вадим Репин родился в Новосибирске в 1971 г., начал занятия на скрипке с 5 лет и спустя полгода впервые выступил на сцене. Его наставником был знаменитый педагог Захар Брон. В 11 лет Вадим завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе имени Венявского и дебютировал с сольными концертами в Москве и Ленинграде. В 1985 г., в возрасте 14 лет, Вадим Репин выступил в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки. Год спустя состоялся его успешный дебют в нью-йоркском Карнеги-холл. В 1989 г. Вадим Репин стал самым молодым победителем за всю историю престижнейшего Международного конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе. После этой победы музыкант регулярно выступал в самых лучших залах мира с оркестрами высочайшего класса.

Вадим Репин является кавалером Ордена Почётного легиона, и наряду с Ростроповичем, Кабалье, Берганса, Кисиным и Муттер - лауреатом престижной французской национальной премии Les Victoires de la musique classique. Играет на скрипке Rode Антонио Страдивари (1733)

Сотрудничество Академического симфонического оркестра Самарской филармонии под руководством маэстро Михаила Щербакова с исполнителем такой величины – особая честь и великолепная возможность для Самарского региона стать участниками музыкального проекта мирового значения.

Не пропустите концерт 16 апреля в концертном зале самарской филармонии!

цена билета
500-2500 руб.
28
2017
мая
18:30
цена билета
250-500 руб.
16
2017
сентября
18:30
Абонемент № 8 «Диалоги об искусстве» (1-й концерт)
Описание
Гудон - Рембрандт - Гайдн - Прокофьев
Этим концертом открывается программа «Диалогов» музыки и шедевров изобразительного искусства из собрания Государственного Эрмитажа. Предлагаемые на первом концерте произведения искусства вводят в мир и историю великого мирового музея: они принадлежат числу первых приобретений основательницы Эрмитажа – императрицы Екатерины II. Знаменитая статуя «Вольтер, сидящий в кресле» - одна из жемчужин коллекции музея, была создана Ж.А. Гудоном по заказу императрицы Екатерины II. «Возвращение блудного сына» великого голландца Рембрандта ван Рейна - всемирно прославленное полотно, одно из величайших творений мировой живописи, драгоценное достояние Эрмитажа – гениальное воплощение простой, но вечной истины человеческой Любви.