+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Вечер памяти Раисы Бурлиной

29 июня в Камерном зале филармонии прошел вечер памяти Раисы Бурлиной - лектора-литературоведа, более тридцати лет проработавшей в Литературно-музыкальном лектории филармонии (с 1956 по 1989 гг.).

На вечере собрались друзья, коллеги и близкие Раисы Марковны. Вечер открыл главный режиссер Самарской филармонии, заслуженный артист России Сергей Куранов. Он рассказал о специфике работы лектора-литературоведа в филармонии, о вкладе Раисы Бурлиной в культуру города и области и о том, что этот вечер - один из цикла мероприятий, приуроченных к 75-летнему юбилею Самарской филармонии.

Вела вечер дочь Раисы Марковны - профессор, доктор философских наук Елена Яковлевна Бурлина; это придало всем выступлениям особенно теплый, проникновенный характер.


Судьба Раисы Марковны Бурлиной сложна и интересна. После окончания первого курса филологического факультета Ленинградского педагогического института им. А.Н. Герцена совсем юную Раису в Ленинграде застает война. Почти год девушке приходиться выживать в блокадном Ленинграде. Чудом спасшись, Раиса Марковна уезжает к родственникам на Урал (едва не погибнув по дороге от тифа), а затем в Москву, где уже после войны продолжает учебу в Московском государственном институте им. В.И. Ленина.

После замужества Раиса Марковна переезжает к родным на Украину, в город Черновцы (здесь рождается дочь Елена), а затем в Куйбышев. В 1954 году в Куйбышеве она устраивается на работу в школу № 94.

Е.Я. Бурлина рассказала эпизод из школьной жизни Раисы Марковны: «Вот приходит мама в школу: интеллигентная, утонченная, образованная, - а там мальчишки все с ножичками, полное отсутствие дисциплины и никакой тяги к знаниям. И как же быть? А мама немного играла на пианино. И вот в этой школе, среди учащихся, она выискивает аккордеониста и скрипача и выступает с ними на смотре самодеятельности. Они исполняют Полонез Огинского и занимают первое место! Красные дорожки и Каннский фестиваль в подметки не годятся по сравнению с тем, как их встречали. После этого в школе было полное обожание! Аккордеониста, кстати, звали Гена Чариков…»

В Куйбышеве, бывшем во время войны «запасной столицей», культурная жизнь была весьма интенсивной. Здесь в эвакуации находились Государственный академический Большой театр оперы и балета, Ленинградский академический драматический театр, симфонический оркестр Всесоюзного радио. В это время здесь жили и работали многие известные композиторы, певцы, музыканты.

Все это послужило тому, что в Куйбышеве в послевоенные годы культурное сообщество находилось в расцвете. Именно в этот период в 1956 году художественный руководитель филармонии Марк Викторович Блюмин приглашает Бурлину на работу в филармонию, где ей суждено будет проработать тридцть три года.

Говорит друг семьи Светлана Жданова: «Раиса Марковна Бурлина оказала на меня очень сильное влияние. В 60-70-е гг. личности, которые работали в филармонии, -Цветова, Бурлина, Блюмин и др., - несли высокую миссию в городе. Вокруг филармонии собиралась интеллигенция, кипела культурная жизнь. По разным причинам это утратилось: отчасти от того, что филармония встала на реконструкцию, отчасти по другим причинам. Хочется сказать словами классика: «Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были».


Концертмейстер группы альтов, заслуженный артист РФ Николай Иванович Варламов вспоминает: «Я проработал с Раисой Марковной более десяти лет! Раиса Марковна прожила очень долгую и очень непростую жизнь. Она «стальной», очень доброжелательный человек, с чистосердечной улыбкой и желанием всегда помочь другому. Даже если она на правах старшего товарища критиковала кого-то, то это не для желания унизить, а для желания помочь. Еще одно качество Раисы Марковны – профессионализм. Она всегда очень тщательно готовила программы». В память Раисы Марковны Николай Иванович исполнил красивейшее произведение И.Я. Бенды «Grave».
  

Мастер художественного слова, заслуженная артистка РФ Лидия Наливайко: «Я училась у Раисы Марковны всему: что нужно делать, как владеть залом… Мы не столько работали, сколько жили вместе, и в этом быту узнавались люди. Она была добрым, отзывчивым человеком, готовым поделиться буквально всем… А как она могла чувствовать зал, подстроиться под любую аудиторию».

С самыми теплыми воспоминаниями выступили артисты филармонии, коллеги Раисы Марковны: заслуженная артистка России Галина Канунникова (художественное слово), Тамара Чичайкина (вокал). В исполнении Сергея Когана (скрипка) и Аллы Мистюковой (фортепиано) прозвучали произведения Георгия Свиридова и Астора Пьяццоллы. В финале программы Лидия Наливайко прочла одно из любимейших стихотворений Раисы Марковны Бурлиной - пушкинское «Храни меня, мой талисман»:

«Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман».