+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
17 июля 2011

Самое «вкусное» - гостям юбиляра

или О некоторых «блюдах» уходящего сезона Самарской филармонии

Лето в зените, а это значит, подходит к концу очередной концертный сезон. В Самарской филармонии, как, наверное, и в любой другой, каждый год слушателям стараются представить самую разнообразную программу, поскольку «на вкус и цвет товарищей нет», в том числе и в музыкальных жанрах, стилях и направлениях. Однако в уходящем сезоне самарцы не просто могли выбрать концерты сообразно своим музыкальным пристрастиям, но и, без преувеличения, сделать настоящие открытия: в афише сезона было потрясающее количество хорошей музыки и потрясающее количество уникальных исполнителей - как тех, кого знают только в Самаре, так и тех, чьи имена известны всей планете. Потому что и сезон был не совсем обычным - юбилейным. Самарской филармонии «стукнуло» 70 лет.

Как человек, который, готовясь к празднованию дня рождения, припасает для своих гостей самое вкусное, так и филармония в преддверии юбилея «припасла» для слушателей замечательные программы. Если продолжать гастрономические ассоциации, то на праздничном столе, то есть в афише юбиляра, было всё - редкие вина и изысканные закуски, богато украшенные горячие блюда, изобилие лёгких десертов и сластей…

30 наименований абонементов самых разных жанров для всех возрастных и социальных категорий, шесть из них – новинки, которые появились по просьбам слушателей (в том числе абонемент «Страстные гитары» и детский джазовый абонемент «Азбука джаз»). 12 уникальных концертов в рамках Международного фестиваля искусств «Самарская осень» с участием выдающихся музыкантов современности, четыре не менее уникальных органных концерта в рамках «Королевских аудиенций», целый цикл юбилейных творческих отчётов солистов и коллективов, среди которых академический симфонический оркестр, камерный оркестр, «Форте-квартет», ансамбль русских народных инструментов, ОЛиМП – отдел литературно-музыкальных программ, арт-група «Поли-арс» и театр сказки для детей «Весёлые путешествия», дуэт мандолины и гитары «Рандеву»… Наконец, 70 концертов к 70-летию филармонии, проведённых за пределами Самары – в городах и районах области.

Если же начать перечислять фамилии музыкантов, побывавших на сцене филармонии в этом году – голова кружится от обилия известных имён! Дмитрий Коган, Михаэль Цукерник, Денис Мацуев, Андрей Гаврилов, Сергей Крылов, Игорь Бутман, Даниил Крамер, Николай Токарев, Игнат Солженицын, Сергей Стадлер. И это только из «старшего» поколения исполнителей. Из более молодых – Алексей Набиулин, Вячеслав Лаврик, Александр Бузлов, Никита Борисоглебский, Вячеслав Грязнов, Софья Гуляк, Лариса Юдина. Все они выступили в этом сезоне на самарской сцене. Среди зарубежных исполнителей гостями филармонии были пианисты Джованни Белуччи и Паскаль Девуайон, гитарист Флавио Сала, дирижёр Роберто Форес Весес…

Истинные любители классической музыки давным-давно поняли, что совершенно необязательно выезжать за пределы региона, чтобы прикоснуться к соковищнице мировой музыкальной культуры. Именитые музыканты рано или поздно сами приезжают (а то и не раз) в российскую глубинку, если это слово вообще применимо к Самаре - городу, ставшему во время войны запасной столицей, в котором Шостакович создал Седьмую симфонию …

Примечателен нынешний сезон был ещё и тем, что два музыканта из перечисленного нами замечательного списка гастролёров настолько «прикипели сердцем» к нашему городу, что осчастливили Самарскую филармонию своим прибытием в неё не только в качестве артистов, но и в качестве… управленцев! Скрипач с мировым именем Дмитрий Коган принял предложение министерства культуры Самарской области стать художественным руководителем филармонии и уже создал новый коллектив - камерный оркестр «Волга Филармоник», который видит ни много ни мало – визитной карточкой региона. (И основания для этого есть: новоиспечённый оркестр в конце мая с большим успехом выступил в сольном концерте Д.Когана в Колонном зале Дома Союзов).

Второй музыкант - талантливый дирижёр, руководитель Берлинского камерного оркестра Михаэль Цукерник, после работы с самарским оркестром в одном из концертов абонемента «Современное дирижёрское искусство» дал согласие стать главным приглашённым дирижёром на концертный сезон 2011-2012 годов.

***

А начался этот сезон с самого необычного, насколько это возможно, концерта, если не сказать больше - с музыкальной сенсации. В первых числах сентября в Самаре состоялась премьера оратории Мендельсона «Илия». Как и всегда для произведений такого масштаба, к самарскому оркестру присоединили немецкий и испанский хор вместе с солистами, руководил этим грандиозным действом немецкий дирижёр Маттиас Ханке. …Это был «другой» Мендельсон - не светский, не лёгкий, не автор сонат и песен без слов и уж никак не автор «Свадебного марша», знает который всякий, даже бесконечно далёкий от музыки человек. Мендельсон-просветитель, Мендельсон-пророк словно освятил наш город и предстоящий концертный сезон каким-то особым духом. Музыка редко исполняемая, глубоко духовная пришлась самарцам по душе: люди изголодались по такого рода сочинениям. Ветхозаветная притча о пророке, который вступает в открытое противостояние с иноверцами, поклоняющимися золотому тельцу, и насылает на них кару в виде страшной засухи, вызвала невольные ассоциации с сегодняшним днём: после невыносимо жаркого лета, после жутких пожаров, которые коснулись и нашего региона тоже, оратория в самом деле звучала пророчески. И не только по ассоциации с природными катаклизмами. Сегодняшнему дню как нельзя более близок нравственный посыл сочинения.

Культурная значимость события подкрепилась значимостью социальной и даже политической: после многолетних ожиданий Евангелическо-лютеранская община святого Георга в Самаре получила законное право владеть зданием кирхи в центре города и землёй, на которой она находится. Символический ключ от храма вручили тут же, на сцене филармонии, пред исполнением «Илии».

***

Не успели ценители классической музыки прийти в себя после этой премьеры, как подоспел Международный день музыки, а вместе с ним - традиционный фестиваль искусств «Самарская осень». В который раз самарцы убедились, что наш город счастливый во всех смыслах: каждую осень к нам приезжают музыканты - звёзды мировой величины, услышать которых мечтают сотни, если не тысячи российских меломанов! Умеренные цены на билеты дают возможность обычным людям – студентам, интеллигенции, работникам самых разных отраслей экономики, в том числе представителям старшего поколения и так называемых социально незащищённых групп - побывать сразу на нескольких концертах, что называется, прикоснуться к мечте.

На этот раз Международный день музыки в Самаре озарил музыкант экстра-класса, неоднократный обладатель титула «лучший пианист мира», один из самых неординарных интерпретаторов современности, концерты которого часто вызывают недоумение коллег, но всегда - восторг публики. Вы, конечно, уже догадались, это Андрей Гаврилов - гражданин четырёх стран, «эксцентрик, гений, скандалист», человек, который играл во всех столицах мира, со всеми великими оркестрами. Два его концерта - сольный и с симфоническим оркестром Самарской филармонии - дали старт вышеназванному фестивалю. Причём этот старт был, мягко говоря, неординарным: Гаврилов удивил музыкальную общественность Первым концертом Чайковского, вернее, его «религиозной» трактовкой. Слушатели раскололись на два лагеря - одни впали в восторг, другие в недоумение - но аплодировали стоя.

Интересными были все концерты «Самарской осени» - что и говорить, постаралась филармония! В фестивальной афише - калейдоскоп известных имён. На концертах аншлаги. Многие самарцы стойко прошли весь замечательный фестивальный «марафон», охватив все жанры, представленные в нём, - от симфонической и камерной музыки, романса до хореографии и джаза (кстати, именно по этой причине фестиваль не так давно переименовали из «музыкального» в «искусств»). Как обычно бывает, в «Самарской осени» было много открытий, главным образом в «Реке талантов» - традиционных гастролях молодых российских солистов в Поволжье, которые проходят под патронажем Санкт-Петербургского Дома музыки. Блеснули талантами и другие гастролёры - участники «Самарской осени», выступление каждого коллектива, каждого солиста было настолько ярким, что вполне могло стать открытием на провинциальной сцене.

Кстати, о провинции и провинциальных слушателях. Буквально по завершении «Самарской осени» филармония, как и положено юбиляру, погрузилась в сладостную, но тем не менее напряжённую пору – получения подарков и приветствий по случаю дня рождения. Апофеозом стало многочасовое празднование юбилея – разумеется, вместе со слушателями. В зале был «переаншлаг», на сцене – фейерверк самых разнообразных номеров. Выступления перемежались показом видеоприветствий артистов, которые выступали на этой сцене - Юрия Башмета, Даниила Крамера, Элисо Вирсаладзе… И все они так или иначе говорили об одном - что артист существует для публики, и именно наполненные залы - свидетельство его успеха. Пианист Николай Петров, назвав нашу филармонию одной из лучших региональных филармоний в стране, добавил, что приезжие музыканты оценивают её не по тому, как она оборудована, а по тому, какую публику воспитала. В Самаре, по его мнению, существует целая плеяда любителей серьёзного искусства. Денис Мацуев вспомнил, что именно в нашем городе состоялось одно из первых его выступлений, и с тех пор эта филармония стала родной. Александр Гиндин тоже в своё время получил путёвку в концертную жизнь в этих стенах, и потому считает Самару «своим» городом.

Особенно запомнилось приветствие, которым поздравил филармонию Павел Любимцев, знаменитый актёр и телеведущий (обладатель премии за образцовый русский язык). Он высказал очень верную мысль: чтецкий жанр, отметивший в минувшем году 100-летний юбилей, распространён только в России - на Западе его нет, потому что нет потребности в звучащем со сцены слове… Самарская филармония, по его мнению, одна из немногих, кто продвигает, популяризирует русское слово: литературные концерты проходят тут в особой атмосфере, при полном зале (в котором почти тысяча мест). И публика на таких концертах, как правило, не случайная, а «отобранная» - подлинно интеллигентная, внимательная, понимающая суть жанра литературной эстрады. «Я хочу пожелать филармонии одного - чтобы вы не поддавались искушениям, которыми полна современная жизнь, - искушению заигрывать с невзыскательной частью публики, искушению скатиться к попсе. Надеюсь, вы от этого убережетесь, и филармония в Самаре будет способствовать формированию культурной атмосферы города. Это крайне важно, потому что если и есть в России подлинная интеллигенция и люди с духовными интересами, то скорее в провинции, чем в столице», - заключил он. Нужны ли комментарии к этим замечательным словам?..

***

Если «Самарская осень» - это действительно осенний фестиваль, проходит с 1 по 30 октября, то вот «Королевские аудиенции» - V Международный фестиваль органной музыки - длился аж четыре месяца, с сентября до Нового года. Может быть, это не столь важно, тем не менее такая «растянутость» во времени пошла фестивалю во благо. Потому что более необычного цикла концертов для органа придумать, наверное, очень сложно. Все они были объединены схожими названиями – «Орган плюс»: орган плюс кино, орган плюс мэтр, орган плюс скрипка, орган плюс Рождество… Программы такие, что после каждой нужно было время, чтобы «переварить» впечатления. Это были четыре встречи с удивительными мастерами. Тем, кто не знаком с органной музыкой, их имена мало о чём скажут. Те же, для кого органная музыка – духовная пристань, имена исполнителей говорят обо всём.

В сентябре в Самару приехал Йоханнес Майр, органист из Германии - выступил в самом необычном, насколько это только возможно, амплуа – в роли тапёра! Вы не знаете, кто это такой? Не удивительно, потому что профессия музыканта, сопровождающего показ немого кино, давно канула в Лету. Это, конечно, привлекло публику – всё-таки погрузиться в атмосферу начала прошлого века, да ещё при таком «аккомпаниаторе», как Майр – настоящее счастье. Самарская филармония в какой-то мере даже пошла на риск, представив в афише эту экстравагантную программу, но этот риск оправдался – зал, хотя и не был полон до отказа, принял программу на «ура», на экране «крутили» немое кино (два фильма начала ХХ века), а Майр, сидя за органной кафедрой, аккомпанировал. Второй концерт «Аудиенций» собрал значительно большее число поклонников органа – выступал Даниэль Рот – признанный мэтр французского органного исполнительства, главный органист собора Сен-Сюльпис в Париже.

Изумительный концерт, достойный отдельной статьи. На следующий концерт, где выступал инструментальный дуэт преподавателей Московской консерватории - Алексей Паршин, Гайк Казазян – пришло ещё большее количество слушателей. Наконец, самарская органистка Людмила Камелина и чешский баритон Филипп Банджак, закрывавшие фестиваль в преддверии Рождества, отыграли программу при полном аншлаге. Замечательный фестиваль, замечательное звучание органа-юбиляра (самарскому органу исполнилось 10 лет) ещё более привлекли внимание к королю инструментов. И несколькими месяцами позже, во время празднования юбилея органа, в зале уже яблоку было негде упасть…И неудивительно, потому что в Самару приехали не менее признанные мастера - флейтистка из Германии Ингрид Пауль, челябинский органист Владимир Хомяков, саксофонист Игорь Паращук из Екатеринбурга, а кроме того в союзе с органом выступали фортепиано (Николай Фефилов) и даже ударные (Павел Мошкин). Остаётся добавить, что по традиции слушателей (всех без исключения) угощали шампанским…

***

Среди новогодних и рождественских концертов трудно выбрать самый яркий концерт. Все - разные, каждый - неповторим. На одном «полюсе» - «Орган плюс Рождество», завершивший «Королевские аудиенции», в котором звучали органные симфонии Ш.-М.Видора и «Библейские песни» Дворжака в изумительном исполнении Л.Камелиной и чешского баритона Ф.Банджака. На другом - «Новогодний фейерверк» - праздничный «концерт-карнавал», где солисты филармонии пели арии Кальмана, главный дирижёр АСО М.Щербаков играл на скрипке танго Пьяццоллы, звучала музыка из репертуара АВВА и «Битлз». Рождество отметили тихо, проникновенно, возвышенно. Новый год - шумно, весело, с размахом. Настоящим открытием новогодних дней стал литературно-музыкальный спектакль по повести Ч.Диккенса «Рождественская песнь, или Святочный рассказ с привидениями». В нём приняли участие мастер художественного слова Александр Внуков и органистка Людмила Камелина. Для человека, не бывавшего ранее на подобных спектаклях, это было истинное потрясение. Чего стоит один сюжет, который «не отпускает» зрителя с начала и до конца. Сюжет витиеват: скупой, чёрствый, во всём ищущий выгоду делец внутренне перерождается, побывав в своём прошлом, настоящем и будущем, вывод: это произведение про наши дни, наши нравы, и хотя действие происходит в викторианской Англии - глубоко современное! Внуков играл так, что зритель верил каждому слову, каждому жесту - держал зал в напряжении одним своим присутствием. Минимум декораций, минимум эффектов, на первом плане - голос артиста, меняющийся от шёпота до крика, воплощающий все оттенки экспрессии, весь многооктавный диапазон переживаемых чувств. И - музыка. Удивительно точный, уместный подбор музыкальных фрагментов-иллюстраций. Соответственно образам и событиям повести - то празднично-торжественная, то мрачная, наводящая ужас. Но главная кульминация спектакля - не в тот момент, когда под звуки зловещих гармоний третий дух Рождества показывает герою его будущее - могилу, а тогда, когда герой, по волшебству вернувшись в своё детство, раскаивается о прошлом, испытывает самые сильные страдания и - плачет. Казалось бы, к этому ничего не может добавить даже музыка, даже орган. Но в этот момент звучит единственно верный музыкальный комментарий - музыка Франка, Прелюдия из «Прелюдии, фуги и вариации» - как откровение, как катарсис, очищение, искупление...

***

Можно много говорить о концертах уходящего сезона, но рассказать о каждом не возможно, да и нет необходимости (иначе получится двухтомник Шумана «О музыке и музыкантах»). Ясно одно: Самарская филармония в юбилейном сезоне набрала обороты, поднявшись на ещё большую высоту и сейчас, находясь на пороге нового десятилетия, не собирается снижать свою планку. А это значит, в новом сезоне самарцев ждут новые замечательные встречи с высоким искусством. Доживём до сентября!

Светлана Ишина
Фото: Владимир Лаврентьев, Андрей Савельев, Юлия Рубцова