+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Откровения мастера

В Самарской филармонии выступил пианист Николай Петров.

В Самарской филармонии прошли гастроли одного их самых знаменитых отечественных пианистов народного артиста СССР, лауреата Государственной премии России Николая Петрова. Каждый приезд этого музыканта в наш город, где у него немало поклонников, становится событием. Так было и на сей раз.

Николай Петров вырос в семье с давними музыкальными традициями. Его дед Василий Петров был одним из светил Большого театра, бабушка училась в Московской консерватории на фортепиано, отец – виолончелист, был лауреатом первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Мать пианиста Ирина Петрова, бравшая в свое время уроки фортепианной игры у А. Гольденвейзера, стала известным переводчиком. В Самарском академическом театре драмы шел специально поставленный на Веру Ершову спектакль «Контесса» по пьесе Дрюона в ее переводе с французского.

После Центральной музыкальной школы Петров окончил Московскую консерваторию, а затем аспирантуру у выдающегося пианиста и педагога Якова Зака, заветы которого хранит до сих пор. Блистательная карьера музыканта началась в 1960-е годы после побед, одержанных на международных конкурсах имени Вана Клиберна в США и имени королевы Елизаветы в Брюсселе. За прошедшие десятилетия Петров гастролировал во многих зарубежных странах, играл с самыми знаменитыми отечественными дирижерами. С 1985 года он является профессором Московской консерватории.

С самых первых лет концертной деятельности у Николая Петрова отмечали поистине могучий талант музыканта, обладающего «монументальной виртуозностью». Он переиграл великое множество сочинений композиторов разных эпох и стилей, в том числе и отечественных авторов: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Хренникова, Щедрина. Репертуар Петрова необозрим, включает около пятидесяти сольных программ и более ста концертов с оркестром.

Выступления пианиста прошли в рамках филармонических абонементов: «Steinwayприглашает» и «Симфоническое наследие трех столетий». Для сольного выступления пианист выбрал сочинения, многие из которых редко исполнялись в нашем городе. В первом отделении прозвучали английская сюита Баха и четыре экспромта Шуберта, во втором – четыре пьесы С.Прокофьева «Сказки старой бабушки» и монументальные «Картинки с выставки» М.Мусоргского.

Исполнительскую манеру Петрова отличает, прежде всего, техническое совершенство, а еще – некая фундаментальность интерпретации, абсолютные легкость и свобода звукоизвлечения, безупречный вкус. Пальцы пианиста как бы сами собой летают по клавишам, ему в одинаковой степени доступны и лирические откровения, и мощные эмоциональные взлеты. При этом внешне пианист всегда остается предельно сдержанным и сосредоточенным, поглощенным самим процессом музицирования.

В прокофьевских миниатюрах музыкант как бы погрузил слушателей в дымку воспоминаний с их светлыми, безмятежными образами. Гвоздем программы стали «Картинки с выставки», представшие законченным, драматургически выстроенным полотном, воплотившим целую гамму контрастных настроений и образов, тончайших динамических оттенков и кульминаций.

В симфоническом концерте Петров солировал в Концерте №5 Людвига ван Бетховена – одном из самых значительных и монументальных сочинений композитора. Этот концерт, кстати, Петров уже играл в один из недавних приездов в Самару. Пианист вновь взял слушателей в плен безупречным мастерством и масштабом интерпретации. Его игра отличалась редкостной глубиной, проникновенностью, тончайшими переливами настроений.

Нельзя не отметить и на редкость слаженный ансамбль пианиста и оркестра, насыщенное и сбалансированное звучание которого в этот вечер также заслуживает высокой оценки. Это подтвердило и второе отделение концерта, в котором была исполнена Пятая симфония Бетховена. Оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера народного артиста России Михаила Щербакова был на высоте. Бурлящая энергетика маэстро тут же передавались музыкантам, которые играли в едином эмоциональном порыве. Им удавалось буквально все, в том числе и безупречно прозвучавшие инструментальные соло.

Порадовала хорошо подготовленная и заинтересованная филармоническая аудитория. Аншлаги на симфонических, камерных и органных концертах для нашего города, похоже, становятся вполне обычным явлением.
 
Валерий ИВАНОВ