+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Мы рождены для вдохновенья…

С 14 по 28 апреля в Самарской области будет проходить Третий Волжский фестиваль духовной музыки. Инициаторами проведения фестиваля выступили председатель отдела внешних церковных связей Московской Патриархии Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) и скрипач с мировым именем, Заслуженный артист России Дмитрий Павлович Коган. Фестиваль проводится при поддержке Правительства Самарской области.

По традиции, Волжский фестиваль духовной музыки проходит на Страстной и Светлой Пасхальной седмицах. В этом году концерты фестиваля будут проходить в Самаре, Тольятти, Чапаевске и Новокуйбышевске. На фестивале будет представлена очень разнообразная духовная музыка: от классических «Реквиема» В. А. Моцарта, «Ave Maria» Ф. Шуберта и «Stabat Mater» Дж. Б. Перголези до песнопений Божественной литургии и Всенощного бдения духовных композиторов XVIII-XX веков: Д. Бортнянского, А. Архангельского, П. Чеснокова, Вик. Калинникова, С. Рахманинова. Прозвучат духовные произведения современного российского композитора Антона Вискова.
Главным событием фестиваля станет исполнение «Реквиема» Вольфганга Амадея Моцарта. Это произведение — последнее, что было написано великим композитором перед самой его смертью, в 1791 году.

История создания «Реквиема» необычайна, трагична. В июле 1791 года Моцарта посетил таинственный незнакомец в черном и заказал ему «Реквием» — заупокойную мессу. Как установили биографы композитора, это был слуга графа Франца фон Вальсега. Граф хотел выдать купленное им сочинение Моцарта за собственное и исполнить его в память о своей умершей жене. Постоянно испытывающий нужду и к тому времени уже тяжело больной, Моцарт согласился исполнить унизительный для него заказ.
Работе над траурной мессой Моцарт придавал особое значение — из его писем и воспоминаний близких мы узнаем, что он предчувствовал свою скорую кончину. Моцарт работал со скоростью, невиданной даже для него. Однако сама судьба, казалось, отодвигала финал сочинения, как будто окончание «Реквиема» и жизнь композитора находились в некой таинственной взаимосвязи. И всё же… менее чем через полгода после начала работы над «Реквиемом» в возрасте 35 лет Моцарт скоропостижно умирает. И величайшее произведение остается незавершенным: из двенадцати задуманных номеров было закончено неполных девять. Завершил «Реквием» любимый ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер, который досконально знал моцартовский замысел. Он проделал кропотливую работу, по крупицам собрав всё, что относилось к «Реквиему».

Содержание «Реквиема» предопределено самим жанром траурной мессы: размышления о Боге, мироздании, о земной жизни и трагической неотвратимости смерти. Однако тон моцартовского «Реквиема» очень далек от традиционной сдержанности духовной музыки. Чувства волнения, боли прощания с жизнью, понятные каждому человеку, в «Реквиеме» раскрыты с потрясающей искренностью. Такого поразительного эффекта Моцарт добился на контрасте суровых, полных мрачного величия и грозной мощи хоров со скорбными молитвами и трогательными жалобами. Но финал грандиозного сочинения Моцарта полон света и умиротворения. Ведь смерть — всего лишь начало вечной жизни.

История создания «Реквиема» легла в основу «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Скоропостижность смерти Моцарта породила многочисленные слухи и домыслы. Так как композитор до последнего усердно работал, скрывая свои боли и физическую слабость, его смерть удивила современников. В Европе появилась легенда, что Моцарт был из зависти отравлен другим композитором — проживавшим в Вене итальянцем Антонио Сальери. Пушкин использовал эту легенду, тем самым закрепив ее в сознании потомков. Однако историки считают, что легенда об отравлении Моцарта не имеет под собой оснований. Чтобы вернуть композитору Антонио Сальери доброе имя, в 1997 году Миланская консерватория стала инициатором необычного судебного заседания. Суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты — исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей, — вынес Сальери оправдательный приговор: Моцарта он не убивал.

Пушкина глубоко волновала и история создания «Реквиема». В его трагедии Моцарт рассказывает Сальери о том, как к нему приходил «черный человек», о своем необычном волнении и предчувствии смерти:
— Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей…

«Реквием» Моцарта — одно из величайших творений человеческого гения, вдохновенный гимн Господу. Его глубина и серьезность, драматизм и возвышенность, трогательность и яркость никого не могут оставить равнодушным.

Заслуженный работник культуры Украины, композитор, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Днепропетровска протоиерей Игорь Собко сказал: «Реквием Моцарта говорит нам о горнем, настраивает душу и на молитву, и на радость. Он говорит нам о важности молитвы для человека, который живет на земле, и о силе молитвы для безсмертной души, которая преставилась в Горний мир».

Источник