+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Огни Самарской филармонии-75

Самарская филармония отметила 75-летие. В концертном зале в этот день прошел праздничный концерт «Нам - 75!»

Текст: Татьяна Богомолова, «Волжская коммуна»
Фото: Денис Егоров

Практически весь год многие свои концерты, спектакли и выставки филармония посвящала 75-летию. «Фестиваль фестивалей», начавшийся в прошлом сезоне, объединил все музыкальные форумы, когда-либо шедшие в филармонии. Но, тем не менее, нужна была кульминация праздника, тот день, когда звучат поздравления, вручаются подарки, когда собираются гости. Такой кульминацией и стал концерт «Нам – 75!».

Первые концерты в театре-цирке «Олимп»

С юбилеем от имени губернатора Самарской области Николая Ивановича Меркушкина самарскую филармонию поздравил заместитель председателя правительства Александр Фетисов.

«Самарская филармония внесла огромный вклад в развитие отечественной культуры и искусства, в сохранение и продолжение самых лучших духовных и музыкальных традиций нашей губернии. Она является не только признанным музыкальным центром региона, но и по праву занимает одну из лидирующих позиций среди учреждений культуры страны», - говорилось в приветственном адресе губернатора.

Поздравления в этот вечер прозвучали от губернской думы, глава администрации Самары Олег Фурсов поздравил виновников торжества, с речами и подарками выходили на сцену творческие союзы, свои видеообращения прислали и известные музыканты, чья судьба связана с нашим городом. Александр Гиндин – первый концерт пианиста с симфоническим оркестром состоялся именно в Самарской филармонии в 1992 году, Денис Мацуев - более двадцати лет дружбы связывают самарскую филармонию и известного музыканта. Поздравления прозвучали от композитора Александра Чайковского, немецкого органиста Людгера Ломанна и немецкого органиста и дирижера Лео Кремера, от Юрия Башмета. Поздравить лично приехали и коллеги – директора Тольяттинской, Саратовской и Саранской филармоний. В этот вечер директор филармонии Елена Козлова практически не покидала сцену, принимая поздравления, многие сотрудники были отмечены грамотами и благодарностями.

Концерт «Нам – 75» открылся произведениями Петра Ильича Чайковского в исполнении симфонического оркестра, под управлением Михаила Щербакова. И это не случайно, ведь самарская филармония была образована в год празднования столетия русского композитора. В апреле 1940 года Куйбышевский облисполком принял решение о создании филармонии на базе гастрольбюро. И 8 мая этого же года ее сотрудники начали свой первый рабочий день в здании бывшего театра-цирка «Олимп».

Огни Самарской филармонии

История филармонии в документах, фотографиях, предметах теперь представлена в музее, открывшемся на втором этаже, рядом с Хрустальным фойе. Разделенная на несколько частей, как книга на главы, выставка рассказывает о первых дирижерах, художественных руководителях, первом оркестре, лектории, сохранившем в себе прежнее название - «Олимп». Значительная часть экспозиции посвящена работе самарской (тогда куйбышевской) филармонии в годы войны.

С самых первых дней, как говорит куратор и идейный вдохновитель выставки, музыковед Людмила Беляева, в филармонии были созданы фронтовые бригады. Многие музыканты вместе с бригадами дошли до Сталинграда. Солистка Кубышевской филармонии Вера Зенкевич 9 мая 1945 года у стен рейхстага исполнила песню «Ах, Самара-городок».

Готовясь к выставке, сотрудники поднимали архивы, сверяя фамилии музыкантов, ушедших на фронт, с настоящим приказом 1941-го года. «Мы уточняли - кто вернулся, а кто геройски погиб. Возможно, кого-то упустили, и я даже не сомневаюсь, что это произошло, но думаю со временем настоящие ценители истории или те, у кого она в руках, придут и подскажут нам».

Поднимая архивные документы, сотрудники филармонии порой проводили настоящее расследование.

«К нам в руки попала фотография, на которой запечатлены первые дирижеры, - рассказывает Людмила Беляева, - фотография эта прежде экспонировалась на выставках, и мы нашли три ее описания, совершенно разные. На одной из подписей было указано, что там запечатлен дирижер Даниил Машкович, который работал до и во время войны с разрозненными составами оркестра, на другой подписали, что это Гурген Карапетян, который проработал всего два года - в начале пятидесятых, а потом завоевал первую премию на всесоюзном конкурсе дирижеров, и его взяли главным в Воронежскую филармонию. И третья подпись сообщала, что это Леонид Кац, работавший в филармонии в конце сороковых и до 1951 года. Дело в том, что все эти три лица похожи между собой. Определить было сложно. Мы изучали пиджаки, сравнивали поворот головы, но на нашу радость у Карапетяна не нашлось родинки, и мы с облегчением вздохнули – все-таки это Леонид Кац. Мы нашли фотографию 51 года, на которой он запечатлен вместе с молодым скрипачом, под фото было написано «Леонид Кац и Яков Милкис». Этот скрипач, случайно «залетевший» к нам в оркестр на один год, был незаурядным дарованием. После Милкис уехал в Петербург и оттуда в первую волну эмиграции в Торонто, где затем около двадцати лет был концертмейстером симфонического оркестра Торонто. Куйбышев часто становился «кузницей кадров». И таких примеров у нас много».

Скрипки и валторны под палящим солнцем

На выставке можно увидеть подлинную программку авторского концерта Дмитрия Шостаковича 1942 года, афиши сороковых – пятидесятых годов, уникальные фотографии, в числе которых - черно-белые снимки, сделанные во время гастролей, на целине. На фотографиях запечатлены оркестранты, играющие буквально в степи, под палящим солнцем. У многих на головах треуголки, сложенные из газет, носовые платки, смоченные в воде. Или другая фотография - музыканты рядом с брезентовыми палатками, в которых они жили, репетировали, готовились к концерту.

«Вот это все - наша история, - говорит Людмила Беляева, - на выставке запечатлены и солисты и приезжие дирижеры и великие имена: Ростропович, Ойстрах, Рихтер, и наши дирижеры начиная от Бруно Бермана, который был первым главным дирижером симфонического оркестра, после него Юрий Олесов, затем Соломон Фельдман…»

Также на выставке можно увидеть музыкальные инструменты: аккордеон, альт, фагот, кларнет, барабан, контрабас, представлен и старинный инструмент - фисгармония или иначе - домашний орган. «Это инструменты, которые находились в руках наших ветеранов и слышали, видели работу выдающихся мастеров. Через них прошла вся история музыкального искусства нашей страны», - говорит Людмила Беляева.

В числе экспонатов и концертный костюм дирижера, собранный из личных вещей, принадлежавших некогда Геларию Беляеву, Юрию Олесову и Соломону Фельдману, вещи переданы в дар Самарским краеведческим музеем имени Алабина. Также музей Алабина передал часть фотографий и документы.