+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

«Каприз» виртуоза Алексея Архиповского в три струны

Однажды 43-летнего музыканта кто-то из критиков назвал «Паганини русской балалайки». И прижилось. Действительно, называть Алексея Архиповского просто балалаечником-виртуозом означает оставить без внимания его южный темперамент (музыкант родился в курортном Туапсе) и феноменальную способность использовать трехструнный инструмент вместо любого другого. Во вторник в этом смогли убедиться и самарцы, целиком заполнившие зал филармонии. 

Cначала цитата: «Архиповский — это смесь двух гитарных богов Steve Vai и Jeff Beck, и это — на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. От его техники захватывает дух, его звук всеобъемлющ», - так охарактеризовала музыканта нидерландская газета De Volkskrant, но к этому можно кое-что добавить. Например, что балалаечник Алексей Архиповский чувствует себя одинаково хорошо и в залах, предназначенных для исполнения академической музыки, и перед стотысячной толпой на рок-фестивалях, как это было в прошлом году на «Сотворении мира» в Казани. Эффект везде один — оторваться невозможно. Творческие эксперименты музыканта всегда направлены на поиск новых выразительных возможностей балалайки. В этом ему помогают всяческие приборы обработки звука, и таким образом звучание вроде бы нехитрого инструмента становится непредсказуемо разнообразным.

Неудивительно, что задолго до начала концерта зал Самарской филармонии был переполнен: места в ложах и на приставных стульчиках оказались проданы все, а в партере люди стояли прямо в проходах. В филармонии на этот раз было очень много детей — ученикам музыкальных школ наверняка было не только приятно, но и полезно это видеть, ну а самые младшие с восторгом могли узнавать в импровизациях Архиповского знакомые мелодии Jingle Bells и «Чунга-Чанги»...

«Паганини русской балалайки» под гром аплодисментов скромно вышел на пустую сцену, лишенную каких бы то ни было декораций, задержавшись за кулисами всего на пару минут. Довольно скромная «олимпийка» и потертые джинсы, казалось, подчеркивали заурядность его фигуры. Архиповский жестом поприветствовал публику и, не проронив ни слова, начал концерт.
 Выразительно продвигаясь от вариаций на тему русской народной «Эй, ухнем!» к пассажам в стиле Ванессы Мэй, и от главной темы «Семнадцати мгновений весны» прямо «К Элизе», музыкант заставлял зал практически реветь от восторга. Откровением стало исполнение легендарного «Каприса №24» Паганини. В эти минуты поверить в то, что в руках у музыканта — обычная трехструнная балалайка, было решительно невозможно. Порадовал Архиповский публику и традиционными для себя комическими актерскими этюдами, не поддающимися описанию.

В момент исполнения романтического блока (а весь концерт представлял собой нон-стоп) в зале стояла такая тишина, что было слышно, как кто-то тихонько покашливает в кулак в другом конце зала. Единственной ложкой дегтя стало «выразительное» поведение двух самарских слушательниц из 12-го ряда. Это был единственный раз, когда Архиповский вынужден был остановиться и дождаться, пока дамы разберутся, кто на каком месте должен сидеть. Только тогда под гром аплодисментов и смех зрителей балалаечник продолжил.

Закончив полуторачасовое выступление в Самаре, музыкант отправился в Тульскую область, где в субботу выступит на VIII Международном фестивале в Крапивне. В конце июня он даст серию концертов во Франции, а через месяц вновь вернется в наши края, где примет участие в фестивале на Мастрюковских озерах.

Андрей ЦЕДРИК
Источник