+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Спасибо, что вы у нас есть! (ч.3)

(Окончание)
 
Между прошлым и грядущим
За годы существования филармонии в её стенах выросла целая плеяда высокопрофессиональных музыкантов, ставших достоянием не только Самары…И не только музыкантов. Правильно сказал Николай Петров: о филармонии судят не по красоте здания, а по её слушателям. В Самаре слушатели особые. Потому что город особый, город-вольнодумец. И культура особая - ещё со времён войны, когда Куйбышев неожиданно стал столицей музыкантов, писателей, актёров, эвакуированных из Ленинграда и Москвы. Именно у нас Шостакович написал свою Седьмую симфонию, именно наш оркестр одним из первых в мире исполнил все его симфонии. Эта высокая планка и высокий дух культуры никуда не делись, они остались в людях и передаются по эстафете поколений. Многие москвичи и ленинградцы после войны обосновались в Куйбышеве - не только деятели культуры, но и те, кто работал на эвакуированных заводах. Сегодня ходят в филармонию (и работают в ней) потомки этих людей…
 
Светлана ИШИНА

Конечно, нынешняя публика не может помнить Шаляпина или Скрябина, выступавших когда-то на сцене цирка «Олимп», но вот Высоцкого - помнят. Помнят его первый концерт в переполненном зале филармонии в 1967 году, когда его самого ещё толком никто не знал - только песни ходили по стране в записях на катушках… Помнят первые джазовые фестивали, вызывавшие сопротивление партийных управленцев, они проходили в стенах «Олимпа», и в этом смысле филармония была «диссиденткой»…
А Ростропович! Он выступал у нас в 1974 году, в дни, когда на его семью уже начались гонения из-за поддержки Александра Солженицына: Ростропович поселил его на своей даче под Москвой, написал открытое письмо Брежневу в его защиту - в те-то годы! За всем этим последовала отмена концертов и туров - как в нашей стране, так и за рубежом. Ему и Галине Вишневской были выданы выездные визы.
 
И вот в это самое время он выступает в Куйбышеве - даёт свой последний концерт в Советском Союзе… Почему именно у нас? Да потому что в других городах - Ульяновске, Казани, Саратове - ему побоялись дать сцену. А у нас - приняли! Потому что во главе самарской, тогда ещё куйбышевской, культуры стояла Светлана Петровна Хумарьян, а в органах госбезопасности работал её супруг - полковник Сергей Георгиевич Хумарьян.  Люди огромной культуры, подлинные интеллигенты. Они прекрасно понимали, на какой риск шли. Но так же прекрасно понимали, что для российской культуры значит имя Ростроповича…
В 1990 году Ростроповичу и Вишневской вернули советское гражданство и по возвращению в Россию маэстро сразу приехал в Самару - дал здесь один из первых своих концертов, а после него захотел встретиться с музыкантами, которые выступали с ним, «опальным», тогда, в 74-м году. И эта встреча состоялась! Они сидели, пили не чай, а что покрепче, и вспоминали страну, которой уже не было… Говорили о правде, о справедливости, о красоте. Это не «высокие слова». Это то, что их тогда объединяло и что осталось с ними навсегда… Потребность нести эти главные жизненные ценности заложена в людях. Об этом, как правило, не говорят вслух - это у каждого человека внутри. Или есть, или нет. Солженицын не мог не сказать стране о сталинских лагерях. Ростропович не мог не поддержать Солженицына. А Самара не могла не дать сцену гонимому Ростроповичу. Такая вот цепочка…
 
Вне времени и вне политики
Наш оркестр и сегодня несёт эту великую духовную миссию. И вся филармония - несёт. Культурная традиция, в которой главное то, что находится вне времени и вне политики, передаётся из поколение в поколение…
 
На вечере, посвящённом юбилею филармонии, было сказано много хороших речей, но запали в душу слова Олега Григорьевича Яковлева, начальника областного госпиталя ветеранов войн: почти два десятка лет артисты филармонии выступают перед инвалидами войн и тем самым продлевают им жизнь, потому что искусство - это целитель, всегда, вне времени…
 
Руководители самарских театров, члены ассоциации творческих союзов области - все, кто в день юбилея поздравлял филармонию, говорили примерно об одном - что мир, в котором мы живём, не слишком расположен к тому, чем занимаются люди культуры, что в какой-то степени все они служители, но это служение сегодня нужно как никогда. Квинтэссенцией этой мысли стали слова известного всему миру музыканта, руководителя Московского академического камерного хора Владимира Минина: «Все мы прекрасно понимаем, какую роль культуре сегодня отводит наша власть, не по злому умыслу - скорее по неразумению той роли, которая должна иметь культура в обществе. Но даже в этих условиях вы продолжаете святое дело просвещения и художественного воспитания людей. Это - подвижничество…»
 
Убедиться в верности этих слов слушатели смогли уже через несколько минут, едва на сцену вышёл главный коллектив филармонии - симфонический оркестр. Всё второе отделение концерта было отдано ему. Этот коллектив, без преувеличения, драгоценность нашей филармонии. Это не просто несколько десятков музыкантов, это творческий союз, живой организм, который постоянно развивается, расширяет свой репертуар, часто становится первым исполнителем произведений современных композиторов. И это заслуга, безусловно, его главного дирижёра и художественного руководителя - народного артиста РФ Михаила Щербакова.В Самаре он чрезвычайно популярный человек. Это лицо оркестра, его знают даже те, кто в филармонию ходит редко или вообще не ходит! Это человек, которому до всего есть дело - он постоянно находит новых слушателей филармонии - из числа тех, кто и не помышлял становиться любителем симфонической музыки. Как? Очень просто - он великий просветитель, популяризатор классики. Помимо классических произведений, исполняемых в традиционных вечерних концертах  он играет огромное количество музыки популярной - Поля Мориа, «Биттлз», «АББА»… Выезжает с концертами в города и районы области, делает детские концерты, в которых приглашает столичных композиторов, - словом, показывает публике эталоны современного музыкального искусства. Не говоря уж о том, что, словно магнит, Щербаков притягивает в Самару исполнителей - звёзд первой величины, которые с удовольствием  выступают с нашим оркестром - пианисты, скрипачи, вокалисты…
 
Поддерживает он и своих музыкантов – солистов оркестра, обогащает их творчество. Ирина Смолякова, Елена Трохина, Екатерина Матюшенкова, Николай Варламов, Юрий Разборов, Николай Афанасьев… Как показал концерт 23 сентября, эти музыканты превратились в подлинные жемчужины оркестра. Так что вклад Михаила Щербакова в развитие коллектива трудно переоценить. Наверное, это горение, потребность служить публике передались ему по наследству: мама была драматической актрисой, музыкантами были близкие родственники, и пребывание на сцене, пребывание в процессе русской культуры у него, что называется, в генах…
 
Для своего выступления в юбилейном концерте он выбрал большей частью Чайковского - финал его Четвёртой симфонии, искромётную «Пляску скоморохов», Полонез из оперы «Евгений Онегин». Прозвучала эта музыка ярко, эмоционально, «броско» - так, как она всегда и звучит в «руках» Щербакова.
 
Вундеркинды - наше будущее
А вот другой дирижёр нашего оркестра - заслуженный артист РФ Георгий Клементьев - представил слушателям не совсем обычный для вечернего концерта номер - выступление 13-летнего ученика центральной музыкальной школы Даниила Богданова. Вместе с оркестром молодой музыкант исполнил первую часть фортепианного концерта Грига. Исполнил так, что зал рукоплескал стоя. Продемонстрировал, по словам дирижёра, редкие даже для взрослого музыканта качества: соединение огромной эмоциональности и абсолютного владения собой, инструментом и материалом. Точность и выразительность одновременно - это то, чего крайне сложно добиться, но мальчик это смог.
 
После того, как Даниил, несколько смущённый бурным приёмом публики, получил от слушателей целую охапку цветов, Георгий Евгеньевич, по-отечески обняв вундеркинда, сообщил залу, что этот мальчик - маленький Леонардо да Винчи: не только завоёвывает музыкальный олимп - побеждает на олимпиадах школьников по математике, истории, литературе… Словно в подтверждение этих словДаниил буквально на следующее утро написал в университете Наяновой работу на олимпиаде по математике и занял… первое место в городе! И это при том, что выступал с оркестром он уже довольно поздно - в одиннадцатом часу вечера. Жаль, что слушатели этого не узнали! К слову, за этой победой последовали другие: Даниил прошёл во второй тур всероссийской олимпиады по математике и русскому языку и международной - по французскому!
 
Так что наша филармония «растит» замечательных молодых музыкантов. Опыт, который они получают, играя с большим оркестром, поистине бесценен. Многие вундеркинды, когда-то впервые выступившие на этой сцене, сегодня известные музыканты, гастролируют и в нашей стране, и за рубежом… Яркий пример - Екатерина Клементьева, правнучка того самого Льва Клементьева, который когда-то выступал в «Олимпе», дочь дирижёра Георгия Клементьева. В 1992 году десятилетним ребёнком она блистательно сыграла и спела Кошку в опере самарского композитора Леонида Вохмянина «Кошкин дом», с того момента каждый год выступала с оркестром филармонии, окончила самарскую академию, стажировалась в оперном центре Галины Вишневской, стала лауреатом трёх международных конкурсов. Сегодня она работает на кафедре камерного ансамбля Московской консерватории, является солисткой Московской филармонии, достигла высот вокального репертуара и мастерства, стала любимицей самарской публики... Три поколения Клементьевых связывает не только сцена «Олимпа», но и нечто большее, что лежит за пределами обыденного понимания - правда, глубина, духовность, высокая выразительность исполнительского искусства. Это не только «артистические накопления» поколений одной семьи, но прежде всего - передача важнейшей миссии русской культуры…
 
И таких примеров - немало. Многие из самарских вундеркиндов теперь уже совсем взрослые, зрелые, хотя и молодые, музыканты. Кто-то из них работает, кто-то ещё учится, имена многих мы видим и на самарских афишах. Это и представители известных в нашем городе музыкальных династий - Александра Белякова, Мария Иванова, Дмитрий Файн, Ольга Загадкина. И другие талантливые музыканты - Алексей Черкасов (ныне скрипач в оркестре норвежского города Бергена), Татьяна Кузнецова (работает у Спивакова в национальном филармоническом оркестре России). Иван Зотеев и Ольга Сидорова - студенты Академии музыки в финском городе Оулу. Юлия Синельникова заканчивает Московскую консерваторию, Даниил Даниленко - колледж при этой консерватории, Андрей Кудряков - студент консерватории в Саратове. Есть бывшие вундеркинды и в нашем симфоническом оркестре. Кто знает, может, и Даниил Богданов когда-нибудь станет звездой мировой величины - такой, как  Николай Петров или Денис Мацуев. Запомним это имя!
 
Эстафета духовного воспитания
…Выступление этого мальчика стало своеобразным мостиком между прошлым  и будущим, символом непрерывности служения Прекрасному - всего того, чем в нашей филармонии очень дорожат и что ставят во главу угла. Это неслучайно, ведь главная задача филармонии - воспитывать слушательскую аудиторию, в первую очередь, юную - ту самую, которая со временем составит костяк аудитории взрослой. Вообще, любители симфонической музыки в Самаре - счастливые люди: вечером ходят «на Щербакова», днём - «на Клементьева». Два дирижёра в нашем оркестре - абсолютно разные во всём, но удивительно яркие, имеющие свои собственные трактовки одних и тех же сочинений, и несущие свои знания людям… Георгий Клементьев долгие годы занимается кропотливой и сложной духовно-просветительской работой. Шутка ли! - сделать так, чтобы музыка была потребностью души человека, чтобы ценности, заложенные в искусстве, стали программой его жизни… Этот дирижёр является автором уникального цикла симфонических концертов для детей и юношества, в которых музыка сочетается с литературой, живописью, архитектурой, философией, сценическим словом… Во время его концертов зал превращается в жужжащий улей, ребятишки приходят в филармонию вместе с родителями, с бабушками-дедушками - красиво причёсанные, нарядно одетые…Чувствуется, что для них это «выход в свет». И надо видеть, как замирает этот муравейник при первых звуках музыки, как внимают дети тому, что говорится со сцены!
 
Однажды автору этих строк довелось побывать на программе, где звучала музыка Игоря Стравинского. Её подготовили Георгий Клементьев, Ирина Цыганова и режиссёр филармонии Сергей Куранов. Программа для школьников, но, как водится, в зале были люди всех возрастов. Так уж повелось - взрослая публика в Самаре ходит не только на вечерние концерты, но и на дневные, ориентированные на юношескую аудиторию. Ходят как в лекторий: в таких концертах очень много интересного, живого устного слова. Ходят специально «на Клементьева»: его концерты - для тех, кто идёт в филармонию не ради простого времяпрепровождения, а скорее - в поисках пищи для ума, некой духовной опоры.
 
Концерт, где звучали произведения Стравинского, был необычайно ярким. Исполнялись фрагменты из балета «Жар-птица». Этим летом, в июне, исполнилось сто лет со дня его премьеры на сцене парижской «Гранд-опера». Именно об этом, о знаменитых дягилевских сезонах во Франции, говорила Ирина Цыганова (заметьте: младшим школьникам говорила, и те слушали, не шелохнувшись!). А когда звучала музыка, одновременно на большом экране появлялись иллюстрации к сказке: Кащей Бессмертный, Царевна, сама Жар-птица…
 
Рядом со мной в зале сидел мальчонка и громким шёпотом комментировал всё, что видел: «Мама, Жар-птица плохая, как и Кащей… Это не девушка, это Жар-птица в виде девушки танцует… А царевне, мама, страшно, понимаешь?» Мама то и дело одёргивала его: «Тише, сынок, ты мешаешь». Но всякий раз, когда снова звучала музыка, а на экране менялся слайд, ребёнок не выдерживал: «Вот он, Кащей! Скелет, когти, корона, видишь?» - «Вижу, а музыка какая, чувствуешь?» - «Конечно, чувствую! Кащеева музыка…». И в заключение концерта ну просто гениальная фраза: «Мама, это хорошо, что Кащей умер. Очень хорошо».
 
Как трогательно звучали эти детские умозаключения! И как радостно было на душе от того, что он, этот маленький слушатель, так тонко (и точно!) чувствует движения музыки, её характер! Гениальный Стравинский тому причина? Или филармония, несущая своим зрителям красоту и правду искусства?Смысл музыки, заложенный композитором и точно переданный симфоническим оркестром, нашёл отклик в детском сердечке - передался через воздух и многократно в этом сердечке усилился. Это же и есть резонанс, не физический - духовный! Такие концерты закладывают в душу ребёнка те нравственные ориентиры, с которыми он потом идёт по жизни не разрушителем, а созидателем, не потребителем, но творцом, просветителем, человеком с открытым сердцем… Вот что такое музыка. Умные родители это понимают и с младых ногтей приводят детей в филармонию.
 
…Вне всяких сомнений, 70-летие стало вехой в жизни филармонии. Этот юбилей, вобравший в себя целую череду творческих отчётов всех её коллективов и солистов, показал то, о чём не говорят, но что является как бы само собой разумеющимся - непрерывность постоянно идущего культурного процесса, процесса передачи традиций от одного поколения к другому. Это то, о чём говорил Александр Герасимов: пройдёт всё, мы все уйдём, а музыка, искусство - останутся!
 
…В завершение торжества Наталья Степановна Глухова, выйдя на сцену, поблагодарила всех артистов, друзей филармонии, но всё-таки самые главные слова адресовала публике: «Спасибо, что любите нас, что доверяете нам. Поверьте, мы очень стараемся и будем дальше нести высокие идеалы классического искусства. Путь в мир музыки открыт для каждого, а филармония - начало этого пути. Спасибо, что вы у нас есть!»