+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

И всё же праздник состоялся

Я несколько дней размышляла - писать или нет ответ на статьи, опубликованные в последнем номере газеты «Культура», которая выпускается в Самаре и позиционирует себя как «Свежая газета». Выбор был небольшой: да или нет. Ну, а коль скоро вы читаете эти строки, - понятен мой выбор. Остановлюсь пока на одной из нескольких статей.

Попытаюсь очертить круг наиболее острых проблем, которые, на наш взгляд (имею ввиду Самарскую филармонию) были освещены на страницах «Культуры» не совсем корректно. Хотя, со многими доводами, относящимися к доброй воле Министерства культуры по отношению к своим «подопечным» организациям – абсолютно согласны!

Итак.

Барри Дуглас в контексте Международного Дня музыки.

Автором статьи «День Музыки или Праздник Музыки?» ставилось под сомнение правомерность совмещения Дня музыки 1 октября с открытием Международного фестиваля «Дни высокой музыки» (художественный руководитель фестиваля – заслуженный артист РФ Дмитрий Коган). Причём, приглашение выступить на сцене Самарской филармонии с Первым фортепианным концертом Чайковского не кого-нибудь, а именно Барри Дугласа, пианиста из Ирландии, победителя Международного конкурса им.П.Чайковского (1986 г., 1 премия) - также подверглось критике.

Мы бы тоже хотели, чтобы День Музыки отмечали в нашей стране так же широко и пристально, как любой другой - День милиции, День учителя, День медицинского работника, День строителя и т.д. Мы, профессиональные музыканты, немало делаем для того, чтобы наша профессия каждый день заявляла сама о себе, делая жизнь наших граждан интереснее и прекраснее, глубже и осмысленнее. Только представьте на миг, что вдруг закрылись разом концертные залы филармоний и оперных театров, в эфире не звучит классическая музыка. Перестали петь народные песни и не играют джаз… Для многих – это страшная картина конца света, не меньше! А для музыкантов – остановка дыхания, перекрытый кислород. Слава Богу, что подобное описание всего лишь сюрреалистическая картина в жанре ужастика. Согласитесь, наша профессия всегда дарит людям Радость, Красоту и Гармонию. Мы привыкли делать это изо дня в день. Ну что ж, если нас 1 октября не собирают в отдельном зале, чтобы сказать с большой трибуны, как мы нужны, как важно то, чем мы занимаемся. Не вручают грамот и наград под общие аплодисменты. Не дарят под финал торжественного вечера праздничный концерт. Забавно, а кто будет его исполнять? Да мы же, музыканты, и будем! Нет, эта схема не годится…

Вот мы и придумали в день 1 октября открывать свой концертный сезон лучшим, что создал творческий гений человечества: шедеврами классической музыки. Кладезь её – неисчерпаем! Но есть у нас одна традиция, которой мы стараемся следовать исправно на протяжении многих лет: в этот день обязательно должна звучать русская музыка Чайковского и обязательно его Концерт для фортепиано с оркестром №1. И исполнять его должны пианисты - звёзды мирового уровня.

Что поделать – ну не пошли в этот раз мурашки по телу автора вышеупомянутой статьи от исполнения Концерта Барри Дугласом… В подтверждение сказанному автор даже приводит цитату почти 30-летней давности, ставящую под сомнение некоторые профессиональные качества пианиста, как-то: «стилистические просчеты» и «неровность звуковой палитры». Уважаемый автор, вы взяли лишь нижнюю строчку этой цитаты, сказанную членом жюри конкурса им.П.Чайковского, замечательным пианистом и мудрым профессором Московской консерватории Сергеем Доренским сразу после конкурсного исполнения. Однако, цитата выглядит не совсем так и начинается следующим образом:

"В лице Барри Дугласа мы имеем яркую художественную личность, а именно это - лучший залог большого творческого будущего. Мне приходилось слышать его неоднократно, в том числе и в Москве четыре года назад. За последнее время он, несомненно, сделал резкий рывок вперед в своем творческом развитии. Рельефно очертилось индивидуальное лицо музыканта, в нем открылась настоящая артистическая жила - самое главное качество в человеке, который решил что-либо поведать публике... Во всем том, что теперь Дуглас делает за инструментом, чувствуется глубокая убежденность, уверенность, а это позволяет ему вести за собой зал. Лучше всего удались пианисту "Картинки с выставки" Мусоргского, но немалое впечатление произвела и серьезная, масштабная трактовка Первого концерта Чайковского…», - вот, собственно, как звучит прямая речь Доренского. И только после этих строк он предостерегает «некоторых обозревателей» от сравнения Дугласа с молодым Эмилем Гилельсом. Напомню – было это в 1986 году.

Оспаривать исполнительские данные пианиста, исходя только из того, что он уже почти 20 лет является также и дирижёром собственного камерного оркестра в Ирландии (как пишет автор)– неосмотрительно для такого ранга музыковеда, ведь ко всему прочему, Дуглас на протяжении всех лет после конкурса ведёт активную сольную гастрольную деятельность. Взгляните только на один из концертных сезонов в его графике:

«Сегодня международная карьера Барри Дугласа продолжает развиваться. Он регулярно выступает с сольными концертами во Франции, Великобритании, Ирландии, США и России. В прошедшем сезоне (2008/2009) Барри выступал как солист с Симфоническим оркестром Сиэттла (США), оркестром Halle (Великобритания), Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Симфоническим оркестром Берлинского радио, Мельнбурнским симфоническим (Австралия), Симфоническим оркестром Сингапура. В следующем сезоне состоятся концерты пианиста с Симфоническим оркестром BBC, Симфоническим оркестром Атланты (США)…», - и дальше продолжается список из десятка оркестров мира!

Кроме того, он постоянно записывает сольные диски, где исполняет фортепианную музыку Бетховена, Брамса, Рахманинова… А вот рецензия на его выступление с программой из сочинений Брамса, которое состоялось год назад (цитирую лишь частично, а все заинтересовавшиеся могут прочитать её на сайте Belcanto.ru):
«Что отличает большого музыканта от искусного ремесленника? Этот вопрос на петербургском концерте ирландского пианиста Барри Дугласа получил ясный ответ: полное погружение в музыку, при котором техника - не более, чем средство для проникновения в её глубинные смыслы…
… Благодаря богатейшей гамме нюансов пиано, обволакивающему туше и, главное, пропущенной через душу каждой ноте, публика с изумлением наблюдала, как под пальцами пианиста небольшие пьесы превращались в шедевры, наполненные разнообразными оттенками человеческих чувств…
… В пятичастной сонате пианист продемонстрировал железную исполнительскую волю, позволившую ему на одном дыхании выстроить огромную форму. Масштабность трактовки достигалась за счет логично выстроенных темпов, длинных кульминаций и спадов, ярких динамических контрастов…
… К сожалению, несмотря на всё разнообразие концертной жизни, очень редко удается повстречаться с подлинным искусством, познакомиться с творчеством выдающегося музыканта, которому есть, что сказать миру. Но, к счастью, такое иногда случается. Такие события, как октябрьский сольный концерт Барри Дугласа, становятся незабываемыми и примиряют с необходимостью прослушивать тонны концертной руды в поисках крупинки чистого золота!». ( Иван Фёдоров*, 02.11.2012. Belcanto.ru)

О Празднике Музыки. «Праздника 1 октября не получилось»…

Но вернёмся снова к праздничной программе Дня музыки и одновременно открытию фестиваля. Разве «Симфонические танцы» С.Рахманинова не придают высокий статус этому празднику музыки? Да, это сочинение другого русского гения звучало три года назад на нашей сцене (дирижёр – народный артист РФ Михаил Щербаков). И что? Пусть отлежится и забудется? Мы уважаем своего слушателя, во имя него и работаем. Берём в репертуар лучшее, именно то, что почитается во всём музыкальном мире. Повторить «Симфонические танцы» спустя три года не считаем ошибкой или наскучившим репертуаром. А как же оперные театры? Вот, к примеру, Большой. Долгие годы его замечательной традицией было ежегодное открытие нового сезона очередным спектаклем «Ивана Сусанина». А Мариинский практически каждый новый сезон открывается наиболее заметной из последних премьер. Заметьте, не премьерой, а наиболее заметной из последних! И разве мы не должны думать о следующих поколениях слушателей, которые заполняют наш зал? Пусть и они приобщаются к той музыке, что слушали их родители, что по праву считается классикой. А значит – проверенной временем и потому вечно ценной.

Странно читать строки автора о том, что 1 октября праздника музыки не получилось. Да что с вами, Ия Дмитриевна? Вы пишите о том, что все пришли в филармонию в приподнятом настроении, - и это правда. Но что оно было подпорчено ведущей концерта, одетой в чёрное платье и тем самым сгустившей и без того мрачные краски, заложенные смыслом этой музыки, - сомнительно. А как же финал Танцев с его безоговорочной победой добра над злом, как пророчество Рахманинова о победе России над фашизмом, высказанное этой музыкой за два года до окончания войны? Вы посчитали, что лектор-музыковед, рассказывая о замысле композитора, «набросила трагический шлейф на программу праздничного концерта» и вам не понятно, кто конкретно за концепцию всего происходящего отвечает? Так ведь это не День энного работника с праздничным марафоном из попсовых шлягеров, это День Высокой Музыки. Разве ему не подходит музыкальный наряд из произведений Чайковского и Рахманинова? Может, и дирижёру Щербакову стоило надеть малиновый пиджак, а не чёрный фрак? Глядишь, и настроение бы повысилось!

Не только наш многоуважаемый автор (говорю без тени иронии), но и все мы хотим, «чтобы в нашем регионе с музыкой было всё в порядке». И действительно, «филармония… делает для этого всё возможное: у нас хороший зал, самый информационно насыщенный из виденных мною (т.е. автором) в Интернете сайт». Может, стоит уже объективно и по-доброму поговорить о той гигантской деятельности всех коллективов и служб филармонии, что ежедневно и без устали несут свою рабочую вахту (переводи - «Высокая миссия»!). И не ловить неприятных «блох», коими кажутся отдельные мелкие детали этой большой, нужной и прекрасной работы. Которая, кстати, уже не раз была отмечена и публикой, и специалистами. Многие могут и не знать, что по оценке Союза концертных организаций России (СКОР), который насчитывает 80 концертных организаций из 62-х регионов страны, наша, Самарская филармония, по совокупности всех показателей занимает пятое место (с учётом столичных филармоний)!

Только вот на протяжении многих лет мы не видим сколько бы то ни было концептуальных статей, серьёзно анализирующих многие наши проекты. А их – множество! Часто журналистов привлекают только отдельные гастроли звёздных исполнителей. Конечно, это громкое имя и рядом с ним всегда можно поставить своё, подписавшись под газетной статьёй о звезде. Но ведь это не вся наша деятельность. Ежегодно выходят десятки абонементов с циклом концертов самых разных жанров. В течение года звучит столько незнакомой музыки (только органный абонемент чего стоит!) – а нам говорят, что мы мало обращаемся к современной. Правда, не уточняют, что вкладывается в это понятие, ведь термин «современная музыка» давно устарел, - по классификации консерваторских учебников он относился к 1-й половине ХХ века, хотя и продолжал жить во 2-й. И уж никогда журналисты не подходят близко к теме обсуждения проблем или творческих находок такого редкого в структурах российских филармоний коллектива, как Отдел литературно-музыкальных программ.

Кто-нибудь из музыкальных обозревателей сможет назвать имена наших артистов ОЛИМПа (как удачно совпала эта аббревиатура с настоящим названием!), многие их которых стали уже лауреатами международных конкурсов? Как колесят они по городам и районам области, как выходят на большую сцену в самых разных программах филармонии и достойно представляют Самару в других городах страны? Как выходят даже на небольшие сценические площадки, чтобы везде, даже в самых немыслимых местах звучала классическая музыка… Конечно, тема эта, может быть, и не столь выигрышная для журналиста, как, собственно, и редактора любой газеты, включая «Культуру» (?), но ведь в таком случае никто и не знает, как по-настоящему выглядит, к примеру, айсберг. А наверху-то ведь всего лишь одна треть… Вот и судят иные читатели о деятельности филармонии по вырванным из контекста всей деятельности строкам: «педаль была сомнительная, крупная техника страдала» - а значит, и праздник не состоялся!

Каждая хозяйка любит и лелеет свой дом. Самарская филармония для многих из нас стала таким домом. Для одних – это Дом-работа, для других – Дом как Храм искусств. Как хочется, чтобы все эти люди также полюбили наш дом всей душой, как свой собственный – уютный, добрый, гостеприимный и всегда желанный. Научились благодарно относиться к труду, приложенному для создания такой атмосферы.

Итак, на сегодня это был пока один информационный повод для размышления по случаю выхода в свет очередного номера газеты «Культура». Газеты, которую всегда с нетерпением ждём у себя в филармонии в надежде отыскать в ней много полезного и интересного для себя и своих коллег.

Однако, продолжение следует. Не переключайтесь!

Людмила Беляева
музыкальный редактор Самарской филармонии

________________________________________________________________________________
*Иван Анатольевич Фёдоров - Лауреат международного конкурса, доцент, член Союза концертных деятелей РФ, руководитель интернет-проектов: Belcanto.ru, Classic-music.ru, OperaNews.ru