+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

40-е годы

40-е годы ХХ-го века – это время становления и собирательства творческих и административных сил филармонии, весьма эффективная заявка на одно из ведущих мест в ряду отечественных концертных организаций.

1940 г.

5 апреля Куйбышевский облисполком принимает решение о создании на базе Гастрольбюро Куйбышевской областной филармонии.
8 мая этого же года (приказом № 71 областного отдела партии по делам искусств) её сотрудники начали свой первый рабочий день в здании бывшего театра-цирка «Олимп». Отныне в сознании горожан эти два понятия - «Олимп» и филармония - связаны неразрывно.

Директором филармонии назначен Александр Кузьмич Щепалин (бывший директор музыкального училища), заведующим массовым отделом - Вячеслав Васильевич Жако, музыкальным редактором - Надежда Николаевна Тарбеева, главным администратором - Евгений Иосифович Завадье, администраторы П.Х. Чеймазиди и М.О. Добин (бывший цирковой дуэт под псевдонимами Поль и Мишель).

В штат филармонии перешли два небольших оркестра и солисты из кинотеатров «Художественный» и «Молот», местные музыканты и артисты – вокалисты, пианисты, скрипачи, артисты драмы и цирка. Среди первых солистов-музыкантов были преподователи музыкального училища: музыковед и пианист Алексей Васильевич Фере, виолончелист Милий Алексеевич Тейх, скрипач Юлиан Абрамович Судаков, композитор и пианист Савелий Осипович Орлов.

Планы первого концертного сезона: цикл скрябинских концертов, декады советской музыки, летние праздники музыки и эстрады, творческие отчеты местных композиторов (в т.ч. С.О.Орлова и В.Н.Денбского), гастроли выдающихся советских исполнителей (среди которых солист Большого Театра СССР, бас М. Рейзен, легендарный пианист и педагог, профессор Ленинградской консерватории В.Софроницкий), камерные концерты солистов собственной филармонии, просветительские лекции-концерты и шефские выступления на селе, в школах и заводах.

Приказом от 11 октября при Эстрадном секторе Куйбышевской филармонии образуется «Колхозный театр эстрады» для обслуживания районов области.

1941 г.
Март - В штат филармонии из областного Управления кинофикации переведены артисты, вокалисты и музыканты оркестров, работающие ранее в фойе кинотеатров «Художественный» и «Молот», джазовые музыканты из кинотеатров «Фурор» и Культкино».

Июнь - "Перестройка работы филармонии полностью подчинена делу обороны и задачам Отечественной войны" (из документального отчета директора за 1941 год).
23 июня, на следующий день после объявления войны, артисты филармонии дали первый концерт на военно-призывном пункте г.Куйбышева.
Многие сотрудники были мобилизованы, артисты создавали фронтовые бригады. Приказами Куйбышевской филармонии уже с первых дней после объявления войны освобождались от занимаемой должности «в связи с призывом в РККА музыкант Тейх М.Н., библиотекарь Старков Л.В., сатирик Лысанов А.Н.», музыканты оркестра С.Катсон, Н.Обрящиков, Ю.Голубев, дирижёр Ю.Оленин…
Дирижёром малого состава симфонического оркестра филармонии назначен Д.Мошкович.
Создана первая фронтовая бригада в составе Ядова, Зенкевич, Балашовой, Никитиной, Левитина, Мироновой, Хворостяного, Хропова, Грианиной, Сенаторова, Миркис. С 3 сентября 1941 г. артисты считались в гастрольной поездке по обслуживанию частей РККА и призывных пунктов.
За все годы войны от нашей филармонии по всем направлениям работало (из 13 действующих) 9 фронтовых бригад, многие из которых вместе с частями Красной Армии встречали День Победы у стен Рейхстага в Берлине.

В октябре организован и утверждён состав артистов из шести художественно-творческих Колхозных бригад по кольцевому обслуживанию районов области. Планировалось провести не менее 2400 концертов к 25-летию Великой Октябрьской Революции.

Город Куйбышев приобретает статус «Запасной столицы».

В октябре в наш город эвакуированы труппа Большого театра СССР и Союз композиторов во главе с Д.Шостаковичем. Дворец культуры им. В.В.Куйбышева, где размещался местный театр оперы и балета, был отдан московским артистам.

В ноябре 1941 г. филармония также лишилась своего здания, которое было передано недавно организованному «Передвижному театру оперы и музыкальной комедии». Теперь концерты филармонии проводились на сценах клубов им.Дзержинского и завода им.Масленникова, театра драмы и Дома Красной Армии.

17 ноября в штат симфонического оркестра зачислена студентка музыкального училища, виолончелистка Ева Цветова – будущая легенда филармонии, любимая многими поколениями лектор-музыковед, заслуженная артистка РФ.

1942 г.

По указанию наркома иностранных дел А.Я.Вышинского, находящегося в составе эвакуированного из Москвы в Куйбышев советского правительства, начинается пересмотр отношения к величайшему русскому композитору С.В.Рахманинову, долгие годы находящемуся в эмиграции. После серии американских благотворительных концертов в пользу Красной армии, Рахманинов был «прощён» и вновь зазвучал в родной стране. Первые концерты из его сочинений прошли в Куйбышеве, в них приняли участие артисты нашей филармонии и ГАБТа. Вот так наш город стал «своеобразным порогом», с какого началось возвращение высочайшего искусства композитора и музыканта Сергея Рахманинова в Россию. Навсегда.

Приказом филармонии от 16 февраля создан Оперный ансамбль (в составе 9 человек) для обслуживания крупных районных центров и городов области. Первой работой артистов стали премьеры П.Чайковского «Евгений Онегин» и «Русалка» А.Даргомыжского. В него вошли:
  • Борейко Л.И. – лирико-драматическое сопрано
  • Шабанова В.А. – драматическое сопрано
  • Павловская О.Н. – меццо-сопрано
  • Ковальский Н.И. – драматический тенор
  • Синицын Н.В. – лирический тенор
  • Мессинг И.И. – драматический баритон
  • Мерцалов Н.К. – бас
  • Барынин В.А. – бас
  • Труевцев М.Н. – лирико-драматический баритон
Коллектив Симфонического оркестра филармонии (дирижёр Д. Мошкович), несмотря на недостаток голосов инструментов в оркестре, исполнил в своих программах симфонические произведения: «Песнь о Сталине», «Лезгинка» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна, «Король Из» Э.Лало, «Гамлет» П.Чайковского, Увертюра к опере «Оберон» К.-М.Вебера и др.

Артисты Колхозного сектора филармонии за 4-й квартал 1941 г. и 1-й квартал 1942 г. провели свыше 400 концертов, обслужили свыше 450 колхозов. План за 2-й квартал выполнили на 130%. Эта большая работа была проделана в тяжелейших производственно-бытовых условиях (передвижение из колхоза в колхоз при температуре 40-50 градусов мороза, выступление в холодных неприспособленных помещениях, работа в карантинных районах и др.).

5 марта 1942 года на сцене ДК им. В.ВКуйбышева в исполнении оркестра ГАБТа под управлением С.Самосуда впервые прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Д.Шостаковича. На премьеру были приглашены артисты и сотрудники филармонии.

Осенью в филармонии была создана вторая фронтовая бригада, которую возглавил артист Борис Дубров, - прекрасный чтец и ведущий множества праздничных и правительственных концертов. Его бригада за пять месяцев пребывания на фронте дала 180 концертов!

Наряду с ГАБТом, нашей филармонии поручают проводить концерты не только собственного передвижного театра оперы, но и солистов и оркестра Большого театра, авторские вечера и декады музыки советских композиторов, находящихся в эвакуации, исполнительские конкурсы всесоюзного уровня. На сцене бывшего «Олимпа» постоянно проходят вечера камерной музыки с участием самарских музыкантов, эстрадные концерты, в которых заняты артисты и учащиеся студии при Театре эстрады и миниатюр, реорганизованного из бывшего Ростовского. Набирает силу и новый джаз-оркестр Куйбышевской филармонии.

Несмотря на все сложности военного положения, масштаб концертной деятельности Куйбышевской филармонии рос от месяца к месяцу, увеличившись, по сравнению с довоенным временем, в 6 раз! Всего лишь за один сезон 1942 г. было дано 6100 различных концертов, в числе которых и симфонические: Первая, Пятая и Шестая симфонии П.Чайковского, оркестровые сочинения М.Глинки («Камаринская» и «Арагонская хота»), Н.Римского-Корсакова («Испанское каприччио» и «Светлый праздник»), М.Мусоргского (оркестровые фрагменты из опер и редко звучащий торжественный марш «Взятие Карса»), симфонии Л.Бетховена.

1943 г.

Фронтовая бригада, возглавляемая Я.Ядовым, за 4 месяца дала 208 концертов. Все члены бригады были награждены медалью «За оборону Сталинграда.
В июле труппа Большого театра возвращается в Москву.
Уезжает в столицу и директор филармонии А.К.Щепалин – приказом он назначен руководителем Московской областной филармонии.
Весь коллектив Передвижной оперы при Куйбышевской филармонии вновь передаётся Куйбышевскому театру оперы и балета.
Директором филармонии временно становится А.Самойлов, а функции художественного руководителя переходят к вернувшемуся с фронта М.А.Тейху.

7 декабря состоялось открытие 3-го концертного сезона Куйбышевской филармонии. После 3-х летнего перерыва и последующего за ним срочного ремонта “Олимпа”, снова возвращенном филармонии, - состоялся первый симфонический концерт объединенного оркестра филармонии, оперного театра и музкомедии. В программе звучала музыка П.Чайковского, дирижировал Антон Эйхенвальд, руководивший в то время оркестром оперного театра.

В конце 1943 г. Всесоюзный комитет по делам искусств СНК РСФСР перевел Куйбышевскую филармонию в категорию художественных организаций I-го класса.

1944 г.

В марте прошли гастроли московского дирижёра Натана Рахлина с оркестром Куйбышевской филармонии. Программа концертов посвящена 100-летию со дня рождения Н.А.Римского-Корсакова.

Очередным директором назначен артист филармонии, чтец В.Н.Львов, художественным руководителем - пианист А.Н.Шхинек.

1945 г.

1 мая – первый рабочий день для артистов только что организованного музыкально-литературного лектория. Художественным руководителем лектория становится патриарх театральной сцены Александр Алексеевич Рославлев, - в прошлом артист драмы, режиссёр спектаклей и директор окружного дома офицеров. Концерты лектория проходят в школах, ВУЗах, и библиотеках, на заводах Безымянки, в Чапаевске, в Сызрани, в Кинеле и районах области. Многие жители отдалённых сёл и деревень впервые услышали сценическую речь, живое звучание различных музыкальных инструментов оркестра.
В штате лектория – чтецы А.Шмелёв и А.Лысанов, пианисты Я.Сецен, Р.Серебро и Т.Третьякова, исполнительницы советских и народных песен В.Зенкевич и Н Снегирёва, певицы В.Никитина, Л.Борейко и В.Шабанова, балалаечник А.Кочетков и гармошечники, отец и сын Демидовы…

Бенефис скрипача Юлия Судакова с большой программой из сочинений Грига, Мендельсона и Скрипичного концерта Бетховена.

В послевоенный состав симфонического оркестра вливаются новые силы, многие из которых – бывшие фронтовики: скрипачи Е.Малкин, Л.Анисимов, В. и И.Фроловы, Г.Брагарник, альтисты З.Хайкин и Н.Обрящиков, виолончелист С.Катсон, гобоисты И.Шкиренко, и В.Надворский, кларнетист В.Николаев, фаготист А.Банников, трубачи Ю.Голубев и Г.Ракуц, тромбонист М.Гуревич, флейтист П.Найда.

1946 г.

Состоялись творческие вечера солистов филармонии, вокалистов Татьяны Пахомовой, Владимира Барынина – под фортепиано и с симфоническим оркестром; чтеца Михаила Горева, где он читал множество стихов русских поэтов и фрагменты из отечественной прозы.
С большим успехом прошёл концерт артистов лектория, посвящённый творчеству А.Н.Островского: показали несколько театральных сцен в костюмах из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского Корсакова, исполнили основные арии и дуэты из оперы.

Впервые в нашем городе на сцене филармонии исполнены сочинения Д.Шостаковича: Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, Соната для виолончели и фортепиано, а также вокальные произведения композитора. Исполнители - Ю.А.Судаков (скрипка), М.Н.Тейх (виолончель), А.Д.Франк (рояль) и В.А.Барынин (бас).

В филармонии образован «Детский сектор». Начались постоянные концерты-утренники для детей. Первыми из них были камерные монографические программы по сочинениям Н.Некрасова и поэтическому творчеству А.Пушкина, симфонические утренние концерты под управлением Д.Мошковича и Ю.Оленина.

1947 г.
Формируется традиционная система абонементных концертов.
Продолжаются ежегодные гастроли столичных артистов и музыкантов, пополняется состав симфонического оркестра, совершенствуют мастерство артисты литературно-музыкального лектория.
В симфонический оркестр, которым руководил дирижёр Ю.Оленин, принят студент Куйбышевского музыкального училища, молодой скрипач Николай Загадкин, будущий концертмейстер оркестра (с 1965 г.).

1948 г.

Директором Куйбышевской филармонии назначен Георгий Николаевич Гинсбург, участник ВОВ, орденоносец, бывший военный прокурор. Художественным руководителем - Марк Викторович Блюмин, участник ВОВ, хормейстер и композитор (работал в этой должности с 1948 по 1951 г.г., с 1961 по 1973 г.г. – директором и худруком филармонии, с 1973 по 1981 г.г. – худруком музыкально-литературного лектория).,

Главным дирижёром симфонического оркестра становится Леонид Семенович Кац, с которым коллектив обретает профессиональную форму.

Программа открытия нового концертного сезона филармонии 1948/49 г.г. представила слушателям все свои творческие силы - оркестр, хор, солистов.