+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Театр-цирк «ОЛИМП» - родоначальник Самарской областной филармонии

1 января 1851 года образована Самарская губерния. В городе, расположенном на 10 тыс. га (его границы от устья Самарки вдоль реки Волги до нынешних улиц Полевой и бр. Коростелевых), проживает 19753 человека.Для них открыты и действуют епархия, почта, врачебная управа, судебные учреждения, типография, статистический комитет, представлены первые театральные спектакли. Через год начали создаваться «Самарские губернские ведомости», затем открылись духовное и приходские училища (мужское и женское), установлено уличное освещение – 100 фонарей на двух центральных улицах, построен театр на 550 мест, создан фонд первой публичной библиотеки и из кружка любителей музыки образовано Филармоническое общество (1858). Пожалуй, это первое сообщение на музыкальную тему. До конца столетия к музыкальным хроникам прибавятся всего лишь две: гастроли в Самаре труппы Миланского театра «Ла Скала» (1860 г., были показаны три оперы: «Севильский цирюльник», «Травиата», «Лючия ди Ламмермур») и приезд молодого Федора Шаляпина, принятого в малороссийскую оперную труппу, находящуюся в нашем городе на гастролях.

«Новый русский Орлеан» (как назвал Самару путешествующий по Волге Тарас Шевченко) в эти годы бурно разрастался – раздвигал свои границы, обзаводился промышленностью. Появились крупные заводчики, «отцы города», которые радели не только о развитии своих производств, но по мере сил помогали народному образованию и культуре.

Очевидно, их стараний было недостаточно, коль скоро Максим Горький, приехавший на работу в Самару (1895) по приглашению «Самарской газеты» выпускает на волю печально знаменитую «эпитафию»:
«Смертный, входящий в Самару, с надеждой в ней встретить культуру,
Вспять возвратися, зане город сей груб и убог…»

И еще одна убийственно-мрачная характеристика Самары конца ХIХ столетия, данная в воспоминаниях Алексея Толстого, чье детство проходило в нашем городе: «Люди спивались и свинели в этом страшном, пыльном, некрасивом городе, окруженном мещанскими слободами…».

Но не за горами был ХХ век, который изменил и облик города, и образ его жизни. Газовые фонари и сеть водопроводов, телефонная связь и железная дорога, мощеные улицы и пышные особняки. Осенью 1900 года в Самаре открылось отделение Императорского Русского Музыкального Общества, председателем и покровителем коего стал ни кто иной, как сам губернатор, гофмейстер А.С. Брянчанинов. Население составляло уже 109640 человек. В 1902 году открываются Музыкальные классы (преобразованные в 1909 г. в Музыкальное училище). В 1903 – Пушкинский народный дом, где позднее будет размещена Народная консерватория. 1904 – киносеансы в городском театре, 1906 – Польский костел с органом, специально привезенном из Вены и концертный зал «Аквариум». Через несколько лет – кинотеатры «Триумф» (ныне «Ленинский комсомолец») и «Колизей» (ныне «Молот»).

В череде этих триумфальных событий есть одно, с которого, собственно, и начинается эта давняя история, оказавшаяся началом другой, не менее захватывающей и интересной, а кое-где даже горькой и драматичной – история Самарской филармонии.

1 декабря 1907 года на углу улиц Саратовской и Москательной (Фрунзе и Л.Толстого) открыл свои двери для широкой публики театр-цирк «Олимп». Здание «Олимпа» смело можно было назвать шедевром русского провинциального модерна. Архитектор П.В. Шаманский остроумно и вдохновенно обыграл угловое положение дома. Он срезал угол здания перпендикулярно диагонали перекрестка и расположил на этой оси вход. Таким образом, перед глазами входящего оказывался трехгранный разворот фасада. Центральную грань во всю высоту занимала архитектурная арабеска, замыкавшая в единую форму двери и два яруса окон. Два боковых ризолита украшали изысканные маскароны. Сверху, над выступающей плоской аркой козырька, возвышалась аллегорическая скульптурная группа – бог музыки и искусств Аполлон и муза Эрато, покровительница любовной поэзии. Центральное «суперокно» уравновешивали два больших люнета (круглые окна) с великолепно нарисованными переплетами на боковых гранях фасада. Слева и справа от входа располагались рельефы, изображающие пегасов. Здание венчал восьмигранный купол, оканчивающийся ротондой. Это было, безусловно, самое элегантное здание в городе.

Адрес-календарь Самарской губернии от 1908 года сообщал: «Имеется собственный постоянный концертный оркестр под управлением капельмейстера А.Г. Крюковича… Роскошный буфет…Первоклассная кухня». Именно это и застал знаменитый Леонид Дуров, когда приехал в этом же году в Самару на целых шесть представлений!

Кроме показа цирковых номеров, – что и подразумевалось при постройке здания, – использовалось оно чрезвычайно разнообразно. Вот как пишет об этом старейший работник филармонии Ева Цветова: «Выгодное территориальное положение, самый большой зрительный зал на 1100 мест, прекрасная акустика сделали его привлекательным для исполнителей самых разных жанров и для публики. Двойное название театр-цирк объясняется своеобразием его конструкции. При снятии кресел в центре партера и установки съемного барьера зрительный зал превращался в цирковую арену. На сцене театра «Олимп» ставились гастролерами оперы и драмы, выступали известные артисты, читали лекции выдающиеся ученые».

Понятно, что такое театрально-зрелищное учреждение стало местом притяжения для многих самарцев. До Октябрьской революции оставалось еще целых десять лет, и «в концерты являлась весьма почтенная и знатная публика», чей достаток позволял ей выкупать в партере лучшие места и иметь счастье рассматривать в бинокль шелковые строчки на лацканах фрака любимого артиста и замысловатые детали на парижских туалетах жен градоначальников.

Но на единственном концерте (октябрь 1909 г.) Федора Шаляпина, который приехал в Самару спустя 18 лет после его последнего визита в родительский дом, публика заполнила собой не только сидячие и стоячие места, но и все мыслимые и немыслимые закоулочки зрительного зала. Ведь имя Шаляпина уже тогда было легендарным!

Среди прочего репертуара он пел излюбленных «Пророка» и «Старого капрала», русские народные песни. Успех был оглушительным. Вот какое свидетельство того незабываемого вечера оставил нам очевидец события Г.А. Шебуев, артист Самарского драматического театра: «Попытка дать исчерпывающую характеристику его пению – это попытка простым карандашом передать буйные и контрастные краски тропического пейзажа».

В год столетия великого артиста (1973) на здании «Олимпа», именуемого уже филармонией, появилась мемориальная доска со следующей надписью: «В этом здании в 1909 году выступал гениальный русский певец Федор Иванович Шаляпин». А через год здание закрыли на капитальный ремонт, вернее – на генеральную реконструкцию, а еще вернее – полностью разрушили старое и на его месте возвели новое, очень похожее на прежнее. И потому эту доску сняли, а водрузить на место после 13 лет строительства уже не решились, так как пел Шаляпин в «Олимпе», а не в новом Концертном зале филармонии. Может, в год 125-летия со дня рождения легендарного баса, все же стоит подумать, как увековечить память о днях его пребывания в Самаре? И нужен ли для этого специальный повод?

Ну, а Самара («типический образец музыкальной провинции дореволюционной России» – как называли его тогда многие артисты, чей гастрольный маршрут пролегал через этот город) продолжала развиваться, накапливать музыкальный и театральный опыт.

Каков он был? Если говорить о театре, то с 1888 года существовал свой стационарный городской (по проекту московского зодчего М. Н. Чичагова) театр драмы, где гастролировали различные отечественные драматические и оперные труппы, в том числе знаменитая антреприза Д.Х. Южина. В Струковском саду играл в ресторане военный духовой оркестр, небольшой оркестрик был в кинотеатре «Триумф»… Вот приблизительная картина, фон культурной жизни первого десятилетия нынешнего века.

С таким культурным багажом пришла Самара еще к одному выдающемуся событию – гастролям симфонического оркестра под управлением Сергея Кусевицкого и с участием Александра Скрябина. Знаменитый контрабасист-виртуоз с мировым именем и не менее известный в России дирижер, Кусевицкий развернул вместе со своим симфоническим оркестром беспрецедентную по тем временам просветительскую акцию: трижды в течение нескольких лет он выезжает в концертные турне с программой из русской музыки по городам России и, в частности, Поволжья. Среди них, конечно же, Самара. Что это была за поездка, можно судить по афишам и программкам, сохранившимся с тех времен. И то, и другое можно считать образцом внимательного и уважительного отношения к своим слушателям. Афиши подробно сообщали репертуар: «7 мая 1910 г. в концертном зале театра «Олимп» Симфонический концерт под управлением Сергея Кусевицкого при участии А. Скрябина. Программа посвящена русским композиторам: Римский-Корсаков – «Шехерезада», симфоническая поэма. Скрябин – концерт для фортепиано с оркестром, ор.20. – исполняет автор. Танеев – антракт к III действию оперы «Орестея», Чайковский – Пятая симфония. Начало концерта в восемь часов вечера». А к каждому купленному на вечер билету прилагалась программа-аннотация (в оформлении художника Добужинского), где излагались тематические разборы, биографии композиторов и исполнителей с их портретами, приводились нотные примеры исполняемых произведений. Завершала эту фантастическую картину продажа в фойе дешевых карманных партитур!

Объяснить подобную заботу устроителей концертов о слушателях можно просто: Кусевицкий был богат и платил за все.

А дальше… Оставалось всего несколько лет до провозглашения В. В. Куйбышевым в зале «Олимпа» Советской власти в Самаре. И в хронике самарских событий тщетно искать сообщений о каких-либо заметных музыкальных событиях. Все подчинено ритму новой революционной жизни. Однако, среди митингов, забастовок и стачек, съездов и собраний рабочих и солдатских комитетов, по-прежнему музыка оставалась участницей всех важных событий. Вот одно из объявлений того времени: «11 ноября 1917 г. в театре «Олимп» грандиозный концерт-митинг под красным знаменем… В программе музыка – скрипка, виолончель, два оркестра, пение сольное и хор. Речи по текущему моменту ораторов партии… Личные воспоминания о знаменитых революционерах… Световые картины… Участвуют артисты городского театра, театра «Олимп» и др».

Теперь концертами и гастролями ведает самарский Пролеткульт, «Олимп» переименовывается в театр им.К.Маркса. На его сцене в течение четырех лет (с 1919 по 1923 г.г.) ставит спектакли, дает концерты оперная труппа антрепризы Д. Южина. В ней замечательные певцы, прославившие Россию: Григорий и Александр Пироговы, Глафира Жуковская (будущая прима Большого театра). В репертуаре – «Травиата», «Кармен», «Евгений Онегин», «Фауст», «Искатели жемчуга», «Нерон», «Пророк», «Князь Игорь», «Хованщина», «Борис Годунов». Был и целый ряд дирижеров-постановщиков, среди которых А. В. Павлов-Арбенин, оставивший ярчайший след в музыкальной истории Самары.

Со смертью Южина труппа распалась, зал театра им. К. Маркса переходил из рук в руки. Но в памяти все же оставались концерты знаменитых певцов и исполнителей: Л. Собинова, А. Неждановой, скрипачей М. Эрденко, Д. Ойстраха, Ю. Брюшкова, выступления Октсимфанса (Октябрьского симфонического ансамбля) с программой из сочинений Бетховена (к 100-летию со дня смерти) и Чайковского под управлением П. Г. Зотова и авторский концерт композитора Р. М. Глиэра…

Все чаще в газетах 20-х годов появляются печальные строки: театр им. К. Маркса превратился в общедоступный кинотеатр с дурнопахнущей «шашлычной»; усиленными темпами идут работы по переустройству театра: на сцене оборудована площадка под оркестр, в партере установлен манеж и заканчивается постройка конюшни на 26 лошадей…

Управление зрелищными предприятиями в Самаре долгое время находится под влиянием РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов), задача которой – приблизить музыку к советской действительности, бороться с буржуазной идеологией. И вот уже в Самаре ругают Ойстраха и Брюшкова за «гнилого аристократа Шопена», Ирму Яунзем – за исполнение чуждых нам китайских и японских песен.

В 30-е годы после очередного капитального ремонта «Олимпа» (интересная деталь: прорабом этой стройки был тогда Валерий Аркадьевич Беляев, отец будущего руководителя филармонии Г. В. Беляева), под его крышу перешел, дожидаясь окончания строительства Дворца культуры им. В.В.Куйбышева, учрежденный в 1931 г. Средневолжский краевой театр оперы и балета. Очевидно, никакая воспитательная идеологическая работа не смогла заглушить тягу горожан к истинным ценностям музыкального искусства. Два первых сезона артисты провели в помещении театра драмы им.М.Горького, а зимний сезон 1933-34 г.г. оперный театр открыл уже в «Олимпе».

В марте 1937 г. «Волжская коммуна» сообщает сенсационную новость: под управлением всемирно известного немецкого дирижера Оскара Фрида оркестр оперного театра даст два концерта из произведений Бетховена и Вагнера. Хватит ли сил и мастерства у музыкантов, чтобы соответствовать прославленному маэстро? Да и где набрать нужное количество оркестрантов, отвечающее мировым нормам при исполнении крупномасштабных симфонических произведений?..

Концерты, к счастью, состоялись. Реакция публики и рецензентов были восторженными. Писали даже о необыкновенных творческих возможностях, которые таятся в молодом коллективе оркестра. Город постепенно сознавал необходимость создания собственного симфонического оркестра, тем более, что для этого были предпосылки: в двух кинотеатрах «Молот» и «Художественный» в конце 30-х годов работали небольшие оркестры, исполняя перед началом фильмов программы из произведений классической музыки. И многие ходили в кино специально, чтобы послушать серьезную музыку.

В то же время, дело организации гастролей шло из рук вон плохо. Существующее с середины 30-х годов Облгастрольбюро, фактически, не справлялось со своей задачей, – ни творчески, ни финансово. Ситуация становилась тупиковой.

Выручил всех…Петр Ильич Чайковский. Вернее, его 100-летний юбилей. Музыкальная общественность Самары, как и вся страна, уже давно начала готовиться к этой дате. И тут одна за другой начали возникать проблемы: нет единого центра по подготовке к торжествам, настоящего концертного зала, большого симфонического оркестра и т.д… Необходимость создания Филармонии стала очевидной всем.

И тогда, 5 апреля 1940 года, Куйбышевский облисполком принимает решение о создании на базе гастрольбюро Самарской филармонии. 8 мая этого же года (приказом № 71 областного отдела по делам искусств), — ее сотрудники начали свой первый рабочий день в здании бывшего «Олимпа». Отныне в сознании горожан эти два понятия связаны неразрывно.

Людмила БЕЛЯЕВА