«Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) – монументальное произведение для солистов, хора и оркестра, написанное осенью 2006 года. Музыку этого уникального сочинения отличает яркость мелодического языка, красочность гармоний, оригинальность композиции, духовная глубина. Впервые в истории русской музыкальной традиции произведение такого масштаба написано на канонический текст Евангелия от Матфея и на богослужебные тексты Православной Церкви.
Произведение впервые прозвучало 27 марта 2007 года в Москве, в присутствии Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси, в Большом Зале Консерватории, в исполнении – Государственного Академического Большого Симфонического Оркестра им. П. И. Чайковского и Хора Государственной Третьяковской Галереи. Дирижировал премьерой – народный артист России Владимир Федосеев. С тех пор произведение неоднократно исполнялось в России и за рубежом, вошло в репертуар целого ряда ведущих хоровых и оркестровых коллективов.
29 марта 2007 года это же произведение, теми же исполнителями, было представлено в Риме (Италия), что стало знаковым событием не только в музыкальной жизни двух мировых столиц – Москвы и Рима, но и во взаимоотношениях между Православной и Католической Церквами. Концерт получил поддержку Папского Совета по культуре. На римской премьере произведения присутствовал папа Римский Бенедикт XVI.
В основу произведения положено повествование из Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа. Это повествование чередуется с музыкальными номерами – речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы. Некоторые номера исполняются только оркестром, другие – хором а капелла, во многих номерах оркестр и хор звучат вместе, взаимно дополняя друг друга.
В восприятии страстей Христовых православная традиция значительно отличается от западной, будь то католической или протестантской. Взирая на распятого Иисуса, православный христианин видит не столько страдающего Человека, сколько Бога в Его неизменной и вечной славе – Бога, ставшего Человеком и принявшего смерть для спасения всех людей. Размышляя о смерти Иисуса, православный христианин ни на миг не забывает о Его воскресении. Такое же восприятие отражено и в богослужебных текстах Страстной седмицы, которые легли в основу «Страстей» и определили их общее настроение. Лирический, эмоциональный элемент в произведении не является преобладающим. Молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и духовное осмысление крестной смерти Богочеловека – именно в этом заключается внутреннее содержание музыки, отражающей православное прочтение истории страданий Христа.
«Страсти по Матфею» – наиболее значительное по широте замысла и качеству его воплощения произведение митрополита-композитора. Оно состоит из 48 музыкальных номеров, включая речитативы, арии для баса и сопрано с оркестром, хоры, фуги для оркестра, фуги для оркестра и хора. Общая продолжительность произведения – более полутора часов.
Премьера в Храме Христа Спасителя
Премьера в Ватикане
Вот что пишет о своем сочинении сам еп. Иларион:
«В своем сочинении я опирался на музыкальное видение баховской эпохи: именно потому я назвал свое сочинение «Страстями по Матфею» – чтобы не возникало вопросов, на кого я ориентируюсь. Но это «не цитирование и не рекомпозиция, не пародия и не деконструкция». Добавлю, это и не стилизация. Музыка Баха для меня – ориентир, эталон, потому и отдельные баховские интонации естественно вплетаются в музыкальную ткань моего сочинения. Но старую форму «Страстей», восходящую к до-баховской эпохе (вспомним замечательные «Пассионы» Шютца), я наполнил новым содержанием.
Оригинальность этого сочинения заключается, во-первых, в его христоцентричности. В русской светской музыкальной традиции вплоть до последней четверти XX века не было произведений, посвященных жизни, страданиям, смерти и воскресению Христа. Евангелие не воспринималось нашими светскими композиторами как достойный сюжет для музыкального творчества. Русские оперы и оратории писались на исторические или романтические сюжеты, религиозный элемент в них не был центральным. Я же в своем сочинении опирался на евангельский сюжет и на богослужебные тексты, которые, опять же, лишь в редких случаях использовались в нашей светской музыке. Структура моего сочинения напоминает структуру Последования Страстей Христовых, совершаемого в канун Великой пятницы. Это богослужение иногда называют Службой двенадцати Евангелий, потому что евангельские отрывки в ней перемежаются с тропарями, стихирами и канонами, содержащими богословский комментарий к евангельскому тексту. Таким же комментарием к евангельской истории Страстей Христовых является моя музыка.
Во-вторых, «Страсти по Матфею» – первое музыкальное сочинение, написанное для концертной сцены, но основанное на традициях русской церковной музыки. В XIX-XX веках существовал водораздел между музыкой для богослужебного употребления, и музыкой светской, концертной. Первая звучала почти исключительно в храмах, вторая – в концертных залах и театрах. Мне же хотелось создать некий синтез этих двух традиций, преодолеть искусственный водораздел между ними. Мне хотелось, чтобы люди, которые не ходят в церковь регулярно, смогли пережить те же чувства, какие испытывают православные верующие, когда присутствуют на богослужениях Страстной седмицы. Для меня «Страсти по Матфею» – не только музыкальный, но еще и миссионерский проект. Я хотел, чтобы, услышав эту музыку, люди потянулись в церковь.
В-третьих, в качестве либретто я использовал богослужебные тексты, которые я сам выбирал, иногда адаптируя их или сокращая для того, чтобы они легче ложились на музыку. Моей задачей было написать серию музыкальных фресок, которые в совокупности составляли бы цельную иконографическую композицию, посвященную Страстям Христовым. Если иконы и фрески – это умозрение в красках, то мне хотелось создать умозрение в музыке, то есть такую музыку, которая была бы наполнена церковным, богословским содержанием».
Программа
Митрополит Иларион (Алфеев). Оратория «Страсти по Матфею» для солистов, хора и камерного оркестра
Исполнители
Самарский Епархиальный концертный хор Руководитель – Татьяна ФУДИМОВА
Солисты: лауреат международных конкурсов Ольга УШКОВА (сопрано) лауреат Международного конкурса Людмила ЖОГОЛЕВА (меццо-сопрано) дипломант Всероссийского конкурса Анатолий НЕВДАХ (тенор) Антон СТЕПАНОВ (бас) Иерей Петр АКИМОВ – евангелист (текст Евангелия от Матфея)
Камерный оркестр Самарской государственной филармонии «VOLGA PHILHARMONIC» под управлением заслуженного артиста РФ Дмитрия КОГАНА
Мы используем cookie.
Во время посещения сайта Самарской филармонии Вы соглашаетесь с тем, что мы
обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее