+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
20 октября 2016

В Самаре почтили память «последнего романтика»

В Самарской филармонии 18 октября прошел концерт из произведений Микаэла Таривердиева. Вечер состоялся в рамках музыкального фестиваля «Самарская осень» и был приурочен к 85-летию композитора

Начало концерта было символическим. Алексей Гориболь, известный российский пианист, исполняющий, главным образом, музыку XX века, сыграл пьесу «Последний романтик», в которой слышались и юношеский порыв, и благородство, и нежность. Микаэл Леонович и сам для многих был последним романтиком эпохи – таким было его отношение к окружающему миру, к женщинам, к творчеству. Этим романтическим началом пронизана и моноопера «Ожидание», положенная на поэму Роберта Рождественского. Наверняка многие из самарцев, пришедших в филармонию, слышали ее впервые. Между тем премьера этого произведения была в 1985 году в театре Бориса Покровского, а первой исполнительницей стала солистка этого театра Мария Лемешева, дочь великого певца Сергея Лемешева. В Самаре это вокальное произведение исполнила Татьяна Куинджи, одна из ведущих современных российских сопрано, солистка Московского государственного театра «Геликон-опера». За те полчаса, пока длится опера, Татьяна Куинджи и камерный оркестр Volga Philharmonic, которым дирижировал Евгений Хохлов, передали целый спектр эмоций, возникающих у героини – современной женщины, пришедшей на свидание раньше мужчины. От тоски, вызванной одиночеством, до безудержной страсти. От отчаяния до надежды. Как известно, Таривердиев очень кропотливо работал с вокалистами, исполнявшими его произведения, добиваясь от них нужных интонаций. Наверное, в случае с Куинджи это сошлось – точные драматические интонации и замечательные вокальные данные.

Второе отделение концерта было отдано киномузыке. Таривердиев написал музыку к рекордному количеству фильмов – к 136. «Эта музыка стала частью нашего сознания, - считает Алексей Гориболь. – В ней есть что-то необыкновенное. Она продлила жизнь и ее автору, и фильмам. Сам Микаэл Леонович был негромким человеком и более всего любил камерное исполнение своих произведений. Особенно струнные камерные оркестры в сочетании с роялем». Это сочетание и услышали любители музыки во втором отделении.

Вначале прозвучала прелюдия к фильму «До свиданья, мальчики!», полная света и предчувствия трагедии войны, о которой юные герои картины еще не догадываются. Затем – пронзительная музыка к телефильму «Ольга Сергеевна». Четыре из пяти вещей, составивших эту сюиту, - вариации на одну и ту же тему (мелодия эта многим знакома по песне «Не исчезай»). Но каждый раз стараниями композитора и исполнителей эта тема окрашивается по-новому и воспринимается как самостоятельное произведение. Размышляя о киномузыке Таривердиева, Алексей Гориболь выразил мнение, что «он умел придавать волшебство кадру с вполне конкретной картинкой». Это ощущение творящегося волшебства не покидало, когда звучали инструментальный вариант «Маленького принца», пьеса «Снег над Ленинградом» из «Иронии судьбы», ноктюрн из «Семнадцати мгновений весны», когда Штирлицу устраивают в кафе встречу с женой, и они могут разговаривать только глазами, находясь далеко друг от друга…

Текст: Вадим Карасев, «Волжская коммуна»
Фото: Игорь Казановский