+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
24 ноября 2023

Прощай, хороший день! И доброго дня!

Прощай, хороший день! И доброго дня!


Хор Минина собрал аншлаг в филармонии на фестивале «Самарская осень - 2023»

Московский камерный хор Владимира Минина всегда был желанным гостем в Самаре. В прошлом сезоне, после долгого ковидного перерыва, ребрендинга и перезагрузки хора (которую трудно не связать с назначением директором нашего (!) Дмитрия Сибирцева) самарские поклонники коллектива познакомились с новым худруком и главным дирижёром Минин-хора Тимофеем Гольбергом. Сказать, что молодой, стройный, обаятельный Тимофей Юрьевич произвёл тогда на встрече в галерее «Новое пространство» яркое впечатление – это не сказать ничего. Он просто унес с собой все сердца, и души, и умы присутствующих в зале.

Программа хора Минина в этом году была интригующей. В первую очередь из-за «сочетания несочетаемого»: диаметрально разнесённых по времени, странам и стилю - Танеева и Бернстайна. Ещё потому, что московский хор выступал с нашим оркестром и новокуйбышевской капеллой «Аура». Заманчиво звучало новое для самарских афиш чирикающее название «Чичестерские псалмы» - одной из самых прекрасных музыкальных жемчужин, написанных в 70-х годах двадцатого века на иврите. Чичестер - город в Англии, для которого Бернстайн сочинил эту ораторию.

От полной неизбывных скорбей кантаты «Иоанн Дамаскин» (в зале носовые платки) – к бернстайновским бродвейским перевёрнутым ритмам – как? А вот так! После Танеева – волшебный «Вокализ» Рахманинова. Оркестр, кажется, впервые играл «как дышал», как пел... Честно – такие подголоски услышишь не часто. Хоровое звучание в оркестре – услада для слуха. Там, где это уместно, конечно. В рахманиновском вокализе – ещё как уместно!

Второе отделение началось не с низкого старта в семантику джаза, а… с Академической фестивальной увертюры Брамса. Хулиганское дирижирование Academic Festival Overture (попурри на студенческие песни) самим Бернстайном - стало толчком для Тимофея Гольберга к выбору этого произведения как мостика из одного земного полушария в другое. Студенческая вечеринка, возможно даже с попойкой, происходила всё-таки на полпути к Атлантике – в Германии. И с «прихватами» непростых брамсовских оркестровых хитростей. Пиццикато-фигурации виолончелей, переклички и попевки соло духовых - услада меломана.

И вот красочная сказка, вечные библейские слова в проникновенном оркестровом и хоровом тексте Леонарда Бернстайна. Юный тюменец Виктор Скоробродов, студент хорового училища им. Свешникова, солировал. Его идеальный дискант летел к колосникам и на балкон, и дальше, через антенну-купол филармонии к небесам. Восходило солнце. Восходила луна. Восходили звёзды. Наконец, прозвучали финальные слова «Смотри, как хорошо и как приятно людям-братьям жить вместе в единстве». Истаял последний звук. И тишина. Зал замер.

После долгих оваций, криков, цветов - бис. Вынул душу, успокоил, но заставил сердце биться у горла. Павана Габриэля Форе в невероятном созвучии хора и оркестра, от рук Тимофея Гольберга, как в диснеевском мультфильме, летели упругие и нежные струи сверкающих блестками потоков космических звуков. Но это, конечно, шутка. Фантазия. Дыхание, которое не кончается. Финальные слова Паваны от Робера де Монскью как нельзя лучше подошли к завершению концерта: «Прощай, хороший день! И доброго дня!»

P.S.

А в этот же день, только утром, в актовом зале института культуры состоялась встреча Тимофея Гольберга со студентами, учащимися училищ, педагогами, хормейстерами будущими и настоящими. Пересыпая свою речь тонкой приправой уморительных шуток, он в формате «вопрос-ответ» рассказал, как в пять лет его за ручку привели в детский хор, которым он потом руководил. Как не сразу понял, что дирижирование – его призвание, как Владимир Минин стал не только его проводником в мир профессии, но и учителем общения с людьми, гуру обучения внутренней работе хора. Снова, как в прошлом году, Тимофей Юрьевич поднял тему, почему в Самаре нет профессионального академического хора – и как это необходимо в таком мегаполисе, чтобы был профессиональный хор, чтобы нёс сокровища совместного пения и детям, и молодёжи, и в малых городах и сёлах. Делился гость своими мыслями о пути к успеху, о силе умения быть лучшим, держать «насыщенный по качеству баланс профессионального и человеческого».

Важной темой разговора стал опыт хормейстера после выступлений в различных концертных залах, его мнение об особенностях акустики и способах преодоления трудных зон. Но наибольший интерес вызвали ответы на вопросы, касающиеся дирижёрской «кухни». Как увлечь артистов новым материалом, нужны ли облегчённые форматы и жанры для привлечения неопытной публики, какова оптимальная певческая нагрузка хора, как смотреть между нотных строк, чтобы передать слушателям заложенный композитором эмоциональный посыл?

Внутренний камертон, дисциплина, человеческое тепло дирижёра, возможность приглашения в жюри фестиваля Савелия Орлова – время летело стремительно, разговор становился всё увлекательней – и тут! Тимофей Гольберг устроил маленький атомный взрыв – позвонил прямо из зала Владимиру Минину (он не смог приехать в Самару из-за болезни) – и устроил сеанс прямой связи с великим музыкантом. Слушатели пришли в полный восторг и устроили гром аплодисментов. Мэтр явно был растроган и с удовольствием ответил на три дружно заготовленных вопроса.

Сцена была впечатляющая, похожая на разговор с божеством. Вопросы были: 1. - о любимых произведениях, 2. - о развитии хорового искусства в России, 3. - о напутствии молодым музыкантам и их преподавателям. Ответы очень кратко: 1. Свиридов, Рахманинов, Гаврилин. 2. Необходима музыкальная прививка ребёнку, с детского сада, потом в школе. 3. Всем - здоровья и терпения.

Статья Инги Майоровой опубликована в издании «Свежая газета. Культура», №19 (264), ноябрь 2023