+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Музыкальный Олимп Самарской филармонии

Последняя ночь перед праздничным юбилейным концертом. Уже совсем скоро будет разрезана красная ленточка, и обитатели только что созданного музея с говорящим названием «Музыкальный Олимп Самарской филармонии» заживут своей самостоятельной жизнью. Имена, события, инструменты оркестра, старые афиши и артефакты…

Аккуратно разложенные фотографии за прозрачными окнами витрин, портреты людей в границах темных рамок. Что-то особенное исходит от этого остановленного вспышкой камеры одного лишь мига истории. Благородство лиц и значительность момента – никто не знал, что кадры их повседневной жизни попадут в историю, историю Куйбышевской/Самарской филармонии. Нет напыщенных поз, нет стремления понравиться. Есть обычная жизнь запечатленных фотокамерой артистов – улыбчивых и серьезных. Они декламируют, поют, увлечены игрой и взаимодействуют с аудиторией, едут в тесных вагончиках с концертами на целину и толкают разбитый гастрольный автобус в гору. Это было их жизнью. Теперь стало нашей историей.

Сейчас в небольшом и полутемном пространстве стеклянной галереи, где расположен музей истории филармонии, мне кажется, что я лично знакома с каждым из этих людей и нас не разделяют многие десятилетия. Хотя с середины 80-х годов я ходила с ними одними коридорами и холлами, слушала их голоса со сцены и небольших площадок. Они мне дороги, тем более что многих из них уже нет среди нас. И от этого сжимается сердце.

Гиларий Беляев, Леонид Журавель, Инна Фельдман, Николай Загадкин, Бениамин Шклярский, Ирина Алюшина, Борис Гальпер, Игорь Правдин, Светлана Селиванова… Думаю, у каждого, кто служил в филармонии или был поклонником творчества кого-то из наших артистов, есть свой список. Завтра, когда начнется праздничный концерт, их души будут рядом, среди нас. Я уверена.

Большой и славный путь прошла Самарская филармония. Старше лишь несколько из тех, что были рождены во времена Советского Союза, в довоенные годы: Ростовская, Пермская и Свердловская (1936), Воронежская, Нижегородская, Татарская, Астраханская и Новосибирская (1937), Башкирская и Хабаровская (1938), Саратовская и Смоленская (1939)…

По-разному сложились их творческие биографии, но самарская история по-прежнему удивляет жизнестойкостью.

Несмотря на все драматические события, филармония выстояла в годы войны, активно развивалась в послевоенное время, мощно заявила о себе в 60–70-е годы музыкальными Ленинскими фестивалями и всесоюзными – «Композитор и фольклор». Она пережила прощание со старым «Олимпом» и строительство нового здания. Удержалась на фоне развала Советского государства, когда закрывались многие филармонии, переходя на обычное концертное обслуживание населения.

Первой прорвала «железный занавес» закрытого города, пригласив на свой Международный молодежный музыкальный фестиваль талантливых студентов-музыкантов из Москвы и стран Латинской Америки, заслужила почетное звание «академический» своему симфоническому оркестру. Наконец, в канун нового тысячелетия стала лучшей филармонией года в творческом конкурсе «Окно в Россию», приобрела прекрасный орган известной немецкой фирмы.

Одной из первых в стране перешла на билетно-информационную систему продажи билетов (БИС), увеличила количество концертов до 1600 в год, а различных абонементов для взрослых и детей – до 30. Вот уже десять лет не иссякает «очередь за искусством» в кассы филармонии на ежегодных масштабных ярмарках-продажах этих абонементов.

Сегодня Самарская государственная филармония имеет один из лучших в России сайтов, посвященных классической музыке, где наряду с ежедневными обновлениями можно всегда прочесть и бережно хранимую подробную информацию об истории и сегодняшнем дне филармонии. Сотни наших видеороликов с сюжетами разнообразной концертной деятельности размещено на YouTube, что служит дополнительным стимулом познакомиться с Самарской филармонией поближе, «вживую». Около восьми тысяч – аудитория в социальных сетях, почти полтысячи человек ежедневно посещают нашу страницу на сайте. А база наших постоянных слушателей – свыше 10 000!

Амбициозные творческие проекты, резонансные события. Они возникают не на пустом месте, не вдруг, – они как следствие и продолжение лучших многолетних сценических традиций, как результат мудрого управления процессом и талантливого исполнения отдельных личностей, всего коллектива в целом.

***

Когда-то, 75 лет назад, первый директор и художественный руководитель филармонии скрипач Александр Кузьмич Щепалин собрал вокруг себя неравнодушных и активных музыкантов города. Спустя всего пару месяцев после приказа об организации Куйбышевской филармонии, куда вошли два камерных состава оркестров из кинотеатров «Молот» и «Художественный», несколько певцов и концертмейстеров, чтецы, артисты цирка и эстрады, был дан первый большой концерт на сцене «Олимпа»/филармонии. Затем – выставка и концерт памяти Александра Скрябина (к 25-летию со дня кончины) и, наконец, торжества, посвященные 100-летию со дня рождения П. И. Чайковского…

Сейчас трудно себе представить, как таким малым составом, в не совсем пригодном для филармонической деятельности помещении развернулась столь впечатляющая работа. Щепалин был неутомим: организовывал сельские гастроли, популярные лекции в школах, музыкальные ликбезы среди молодежи и студентов, концерты в цехах заводов. А во время войны, когда один за другим уходили артисты на фронт и конкуренция с эвакуированными столичными музыкантами была, казалось, бессмысленной, – сумел достойно сохранить статус Куйбышевской филармонии.

Талант руководителя был замечен и оценен чиновниками: через три года после назначения директором Щепалина переводят в Москву. Сотрудники на прощание пишут ему письмо, полное слов искренней благодарности и горечи от расставания, обещая всегда хранить самые теплые воспоминания о своем первом директоре:

«Дорогой Александр Кузьмич!

Вы пришли работать в филармонию в момент ее организации, совпавший с началом Отечественной войны. Вы работали в очень трудных условиях и за два года сумели выдвинуть Куйбышевскую филармонию в ряды лучших филармоний нашего СССР.

Все мы, работая с Вами и под Вашим руководством, видели в Вашем лице честнейшего человека, доброго товарища и талантливого организатора, любящего вверенное ему дело.

Мы гордимся тем, что центральные организации оценили Вас и предложили Вам работу в столице Союза ССР.

С грустью расставаясь с Вами, мы выражаем Вам свою глубокую благодарность за чуткое, товарищеское отношение и надеемся, что несмотря на расстояние, разделяющее нас, наша связь с Вами не порвется».


Наши милые, трогательные и преисполненные энтузиазма коллеги из далеких 40-х! Вы заложили основы нашего филармонического братства, явили собой пример истинного вдохновения. Мы ценим вашу творческую волю и целеустремленность и стараемся следовать вам во всем. Получается ли? Судить, скорее всего, нашим слушателям. И юбилейный концерт – своеобразный экзамен на состоятельность.

Вот на сцене Академический симфонический оркестр и его дирижеры – народный артист России Михаил Щербаков, заслуженный артист Георгий Клементьев, очаровательный дуэт флейтисток (лауреат международного конкурса Екатерина Матюшенкова и Евгения Трибунская), ансамбль из солистов-вокалистов ОЛиМПа.

Заслуженный артист России Александр Внуков читает ностальгически щемящий фрагмент из книги воспоминаний Бориса Кожина «Следующая остановка – филармония». Звучит знаменитое Адажио Альбинони в сопровождении видеоряда из фотографий артистов филармонии всех поколений, и финальной точкой, как послание потомкам, – «Обнимитесь, миллионы!» из Девятой симфонии Бетховена. А между номерами, где преобладает музыка Чайковского, как и принято – поздравления, поздравления, поздравления. Конечно, в адрес нынешних артистов и сотрудников, число которых нынче составляет свыше трехсот!

Тогда, в начале нашей истории, в штате филармонии числилось не больше пятидесяти человек. С годами их становилось все больше, концертные аудитории все шире, жанры и имена все разнообразнее.

Родные наши, мы помним всех и не дадим исчезнуть вам из нашей памяти!

Людмила Беляева
Музыковед, музыкальный редактор Самарской филармонии.