+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Искусства звучного знаток

Два юбилея Михаила Щербакова

15 апреля художественному руководителю, главному дирижеру академического симфонического оркестра Самарской филармонии, народному артисту России Михаилу Щербакову исполнилось 60 лет. В этом же году он отмечает 20-летие творческой деятельности в Самаре. «ВК» вспоминает главные вехи жизни и творчества маэстро.

Aвторы: Георгий ПОРТНОВ, Андрей ЦЕДРИК
Фото: Артем ПИГАРЕВ

Мгновенья «дуэндэ»

 Михаил Щербаков сравнивает профессию музыканта и дирижера со службой в религиозном значении слова. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить концерт симфонического оркестра. Кажется, что стоящий за пультом человек с всклокоченной шевелюрой и изящной бородкой не управляет огромным коллективом музыкантов, а вслушивается в одному ему ведомый мотив и лишь мановением своей дирижерской палочки направляет в такт ему звучание множества инструментов. Оркестр не повинуется маэстро, а творит вместе с ним. Кто же направляет движения дирижера? «Испанцы называют это «дуэнде», когда рукой художника водит Бог», – спокойно объясняет Михаил Щербаков.

 Его отношения с музыкой начались именно с «принудиловки» – в конце 50-х в Свердловске. Мальчик родился в семье профессионального музыканта и драматического артиста. Мама с раннего детства приучала сына к музыке. В пять лет она посадила мальчика за фортепьяно. В шесть Михаил сам стал осваивать скрипку. Он случайно услышал, как мама в разговоре с сестрой обронила: «Он слишком тощий для фортепьяно. Да и руки у него слабые». Поэтому, придя на прослушивание в музыкальную школу при Уральской государственной консерватории (кстати, ту, где учились его мать с тетей), маленький Михаил категорически заявил комиссии: «Пойду к вам учиться играть только на скрипке. Никакого фортепиано!» Поскольку необходимые музыкальные слух и память у мальчика были, его сразу приняли. Вскоре состоялся сценический дебют: на 1 Мая в свердловском ДК Михаил сыграл пьесу Бетховена. Так будущий маэстро в первый раз ощутил пьянящую энергетику зала. В восьмом классе он перешел под руководство профессора консерватории Наума Шварца. У него Щербаков обучался по классу скрипки.
 

 Лидер с палочкой

Отслужив после консерватории год в армии, юноша получил приглашение на должность концертмейстера Свердловского академического театра оперы и балета под руководством дирижера Евгения Колобова. Непростая профессия потребовала от Михаила Щербакова развития лидерских качеств. А через семь лет он поступил на факультет оперно-симфонического дирижирования. По словам маэстро, переиграв на скрипке сотни классических произведений, он захотел повлиять на качество их исполнения. «Со временем и опытом у меня сложилось свое представление о том, как нужно исполнять произведения, чтобы они звучали наиболее сильно, поэтому я и пошел в дирижеры. Как все оркестранты, я тогда считал эту профессию простой: дирижер только взмахивает руками, и все аплодисменты достаются ему, – вспоминает Михаил Александрович. – Но эта простота оказалась мнимой. Я понял, что дирижеру необходим целый комплекс разных качеств: в идеале он должен быть психологом, способным устроить отношения в коллективе, увлечь, а не заставлять музыкантов. Должен уметь играть на всех инструментах, чтобы разговаривать с музыкантами на профессиональном языке».

 В этой сложной работе ему опять помогло руководство народного артиста России, лауреата Первого всесоюзного конкурса дирижеров, профессора Марка Павермана. После Свердловска Михаил Щербаков был дирижером в оркестрах Чечено-Ингушетии и Ярославля. А с 1988-го по 1993-й он был художественным руководителем и главным дирижером Астраханского филармонического камерного оркестра. Работая там, Щербаков узнал о вакансии на должность главного дирижера академического симфонического оркестра Самарской филармонии. Приехал, прошел конкурсное прослушивание. Практически единогласно комиссия проголосовала «за». И в жизни Михаила Щербакова началась новая эпоха. В Самаре он раскрылся в полную силу. Помимо репетиций, концертов с оркестром, для которого Щербаков быстро стал своим, с 1991 по 1994-й в Самаре при его активной поддержке проводятся международные музыкальные фестивали с участием юных исполнителей из США, Латинской Америки и России. Вместе с оркестром Щербаков записывает первый в истории коллектива «винил» с произведениями американских композиторов, позже – CD с русской и французской музыкой. С 1992-го коллектив с триумфом гастролирует в столице, выступая с 11-ю концертными программами, посещает Тунис, Пекин, совершает туры по городам Испании, Германии, Бельгии. Михаилу Щербакову доверяют дирижирование Большим симфоническим оркестром имени Чайковского и Государственным симфоническим оркестром России в Москве...

 Щербаков не только популяризирует любимые симфонические произведения (его репертуар необычайно широк – от Бетховена и Брамса до Прокофьева и Дебюсси), но и смело экспериментирует с музыкой, ломая границы между стилями. Например, переводит в симфонический вариант шлягеры The Beatles. «Я своей работой хочу все время напоминать, что мы, россияне, имеем фантастическое музыкальное наследие, – считает Михаил Александрович. – Великая музыка, будь то Богатырская симфония Бородина или Четвертая, Пятая симфонии Чайковского, не только объединяет, она структурирует сознание нации, учит нас любить жизнь, природу, людей, бога».
 

 Главное хобби

10 лет назад в музыкальном магазине Михаил Щербаков встретил девушку, которая попросила у него разрешения посещать репетиции оркестра: она училась на дирижера. Встреча стала судьбоносной для обоих. Музыкальный тандем превратился в брачный союз. Вскоре у супругов появились сын с дочкой. И как бы ни поглощала маэстро музыка, он никогда не забывает про свое «главное хобби» - семью. «Я считаю ее подарком судьбы и самым дорогим, что вообще может быть в человеческой жизни, – признается Щербаков. – Я люблю выезжать с семьей на природу, снимать их на камеру, фотоаппарат. Стараюсь передать сыну с дочкой свой музыкальный опыт. С появлением детей я понял, что бессмертен, что я не умру. Это необыкновенное чувство, оно сказывается на подсознании, придает творческих сил».

 Маэстро и сейчас полон сил и продолжает творить. В планах у него концерты в филармонии, гастроли в Ханое. А 9 июня состоится творческий вечер, на котором прозвучат произведения Петра Чайковского, Иоганна Штрауса, мелодии из репертуара оркестра Поля Мориа.

Цифра

До 3-х килограммов веса теряет Михаил Щербаков после каждого выступления

Владимир КОВАЛЕНКО, главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета:
- Профессия дирижера — это очень благородный труд. И самое важное в ней, на мой взгляд, усидчивость и устойчивость. Михаил Александрович в полной мере обладает этими качествами и по праву занимает достойное место в самарской культуре. Все дирижеры, конечно, очень ревнивы и ранимы. Над нами, как говорится, только господь Бог. Мы со Щербаковым занимаем одну нишу на самарской культурной карте, но делить нам при этом абсолютно нечего. Он — профессионал с большой буквы. И я с огромным удовольствием поздравляю с юбилеем по-настоящему большого Дирижера! 

Ольга РЫБАКОВА, министр культуры Самарской области
(из текста поздравительной телеграммы)
- Уважаемый Михаил Александрович! Примите самые искренние и теплые поздравления с Вашим юбилеем! Мы знаем и ценим Вас как талантливого музыканта и дирижера, опытного руководителя. 20 лет Вы посвятили Самарской государственной филармонии. Нам дороги концерты симфонического оркестра, главным дирижером которого Вы являетесь. С музыкой мы впитываем все лучшее, что несет искусство. И самые маленькие, и взрослые любители музыки благодарны за ту радость, которую Вы приносите своим творчеством. Низкий Вам поклон, неисчерпаемая благодарность и пожелание еще многих и многих творческих лет!

Мини-интервью

Долгожитель и ученик
Или как осчастливить музыкантов?

Михаил Щербаков, главный дирижер оркестра Самарской филармонии:

-    Для вас как дирижера 60 лет – возраст подведения итогов или некий поворотный пункт для дальнейшего творческого развития?
-    Считается, что дирижеры – долгожители, а их искусство – профессия второй половины жизни. В 30 лет ему еще только начинают учиться. Все-таки для дирижера нужен не только профессиональный, музыкальный, но и жизненный опыт, чтобы уметь общаться с людьми и понимать их – это неотъемлемая часть профессии. В 60 лет еще можно и нужно трудиться, в чем-то себе отказывать. Я уже давно бросил пить, курить, стараюсь каждый день заниматься зарядкой, йогой, вообще следить за своим здоровьем. 

-    Достиг ли симфонический оркестр филармонии творческой зрелости?
-    Конечно, мы все эти 20 лет росли. Я считаю, что сейчас оркестр в хорошей творческой форме. Это подтверждает любовь нашего зрителя. У нас достаточно большая аудитория, быстро продаются абонементы на каждый новый сезон. У нас есть свои стиль, характер исполнения, который присущ именно нам и мы видим, что, несмотря на то, что к нам приезжают все оркестры России, наша публика остается нам верна. Но при этом каждую репетицию мы работаем над тем, чтобы найти новые краски, повысить свой профессиональный уровень, чтобы наше звучание было интонационно точнее. Нам есть куда тянуться.

-    Как бы вы охарактеризовали свои отношения с оркестром?
-    Я стараюсь быть максимально лояльным к музыкантам. Они, конечно, не могут забывать о дисциплине, но при этом они должны чувствовать себя раскрепощенными. Я бы даже сказал счастливыми – на репетициях и на концерте, чтобы каждый чувствовал, что он вносит значительный вклад в  общее дело. Только в этом случае можно добиться хорошего результата. Наша главная цель — вызвать эмоции у слушателя.

-    Как вы объясняете музыкантам свою концепцию исполнения конкретного произведения?
- Здесь нет каких-либо канонов. Это происходит спонтанно. Порой оркестр замечательно справляется без дирижирования. А иногда чувствуешь, что оркестр звучит вяло, неинтересно. Тогда необходимо дирижировать, чтобы музыканты все поняли. В этот спонтанный процесс включается весь накопленный и пропущенный через сердце опыт, прочитанные в юности и зрелом возрасте книги, песни из кинофильмов, ассоциации. Для того чтобы подбросить музыкантам образы, которые передали бы им понимание произведения и вдохновили бы, все средства хороши.

Источник