Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
В рамках подготовки к празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Самарская филармония представляет виртуальный проект «КОНЦЕРТНЫЕ БРИГАДЫ САМАРСКОЙ ФИЛАРМОНИИ в годы Великой Отечественной войны».

Сегодня, благодаря сохранившимся архивным документам, удалось установить имена 292-х участников Великой Отечественной войны, работавших в Самарской филармонии. К сожалению, эти данные неполные - где-то в документах отсутствуют инициалы, имена, отчества… Нашлось пока только 112 фотографий. В прошлом году Самарская филармония представила в своей экспозиции списки фронтовиков, включившись во Всероссийскую акцию «Вахта памяти». Надеемся, что этот перечень имен будет пополняться и дальше, ведь нередко сами зрители помогают нам и приносят свои материалы из семейных архивов. Пополняется и музейная экспозиция Самарской филармонии о Великой Отечественной войне. Программки и афиши концертов тех лет, фото филармонического коллектива, звезд советской музыки на сцене Самарской филармонии – свидетельство грандиозной работы в условиях военного времени.

Первые фронтовые бригады

На момент начала Великой Отечественной войны Самарской филармонии было чуть больше года. Но в суровое время взрослеют быстро. Один за другим выходили в те дни приказы об освобождении от работы сотрудников, мобилизованных в армию. Уже 23 июня 1941 года начались концерты на воинских площадках, призывных пунктах. А осенью 1941 года была создана первая фронтовая бригада. Возглавил ее артист филармонии Ян Ядов. За 4 месяца бригада дала 208 концертов (!) на Донском и Сталинградском фронтах. Позже все члены бригады были награждены медалью «За оборону Сталинграда». Другую фронтовую бригаду возглавил артист филармонии Борис Дубров. Всего в годы войны в филармонии работало 13 фронтовых бригад.
 
«Поет Верочка Зенкевич!»

Вплоть до Дня Победы в составе фронтовых бригад Самарской филармонии выступала исполнительница русских народных песен Вера Севериновна Зенкевич. Она была зачислена в штат филармонии одной из первых. Ее хорошо знали и любили в Самаре по работе в Облгастрольбюро. Конферансье перед ее выступлением объявлял: «Поет Верочка Зенкевич!» И публика ожидала выхода молоденькой миниатюрной певицы. А на сцену «выплывала» крупная, величавая, в красивом, накинутом на плечи, платке. Зрители добродушно улыбались, а певица пела - народные песни, старинные романсы. Пела с огромным удовольствием, откликаясь на просьбы зрителей.

Концерты в самых отдаленных уголках

Счастливый день 9 мая 1945 мая вместе с Верой Зенкевич встретила в Берлине еще одна артистка Самарской филармонии – певица Наталья Николаевна Снегирева. День выпускного экзамена в музыкальном училище совпал для нее с первым днем войны… Молодая певица была принята по направлению в филармонию. Ее включили в концертную бригаду и направляли с концертами в колхозы. Наталья Николаевна сомневалась: кому нужны эти концерты, когда кругом такое горе? Но первая же поездка рассеяла все ее сомнения. Для руководства филармонии концерты в селе были одной из главных забот. Относились к ним очень ответственно. Одновременно с творческими надо было решать и вопросы о заготовке тулупов, валенок, шапок для артистов (близилась зима), бумаги для афиш. С актерами работал режиссер, принимал и обсуждал программы - худсовет. Номера для концертов готовились не только на русском, но и на чувашском, мордовском языках.  
 
Концерты на грани жизни и смерти
 
В годы войны артисты Самарской филармонии не только выступали в концертах, но и проводили читки газет, помогали организовать сбор теплых вещей для фронта, писали лозунги, участвовали в выпуске стенгазет. Им приходилось очень много ездить на лошадях. Машин в филармонии тогда еще не было. Как все это выглядело на деле? Наталья Снегирева рассказывала:

«Клубы были страшные. Холод ужасный. Обычно концерты начинались после того, как пригонят скотину, подоят ее. Электричества в клубах не было, выступали при керосиновых лампах. У нас была акробатическая пара – Невструевы. А вы же знаете, как выступает акробатическая пара, - почти обнаженные. Они выходили со сцены просто закоченевшие, но никогда не выступали не в своих костюмах…»

Рассказ Снегиревой дополняют воспоминания старейшей артистки филармонии Олимпиады Флори: «… Однажды в пургу чуть не погибли. Пали лошади. 12 часов мы дожидались помощи. Руки обмерзли, чемоданы пришлось бросить в поле. Чуть живых нас доставили до населенного пункта. Это было зимой 1941 года. А в 1942-м – сыпной тиф… База – в доме заезжих. Трое из бригады свалились в тифу. Директор филармонии Щепалин посылал из города врача, медикаменты…»

 

«Вы призваны искусством воевать…»

Еще одна история о концертных бригадах Самарской филармонии в годы войны: «Вдали от железной дороги, в далекой глуши, лежит в сугробе село… Одиноко мелькает огонек. В этот час село обычно спит, но сегодня по улицам спешит и стар, и млад. Все тянутся к клубу… В село приехали артисты филармонии. Артисты подвешивают занавес, расставляют скамьи, заправляют лампы. В углу за кулисами артистка разложила гримировальный ящик и при свете коптилки надевает парик. Кассир Бойко продает билеты…». Через 3 года, в 1944-м, Наталью Снегиреву включили в состав новой фронтовой бригады, в которою кроме нее вошли В.С.Зенкевич, чтица Антонова-Троянова, сатирик Ян Ядов, саксофонистка Жерве. После просмотра бригады в Москве их объединили с артистами из Иркутска и направили в Гродно, Белосток и Восточную Пруссию. Была у Натальи Николаевны шуточная песня, которую она пела, как бы от своего имени, обращаясь к кому-нибудь из слушателей: «Нравлюсь ли я вам, не знаю, но вы мне нравитесь. Но мы скоро уедем, и вы нас забудете…». Однажды после выступления молодой человек, «герой» ее песни, передал ей свои стихи:

«6 апреля 1945 года. Ко дню пребывания в Варшаве.
Вы призваны искусством воевать
В суровую военную годину.
Вы призваны, чтоб в песне воспевать
Бойца советского, солдата-исполина…»
«Самара-городок у стен Рейхстага»

Многое в годы войны повидали и пережили фронтовые артисты Самарской филармонии. Как-то им показали в Модлине концентрационный лагерь: горы обуви, груды одежды взрослых и детей, бочки с волосами тех, кого приводили якобы для мытья в бане, а на самом деле умерщвляли в газовых камерах…

Накануне Дня Победы бригада артистов филармонии находилась под Берлином в местечке Бернике. А 9 мая, в Берлине, им выпало счастье встретить великий день и знаменитая песня «Самара-городок» прозвучала у стен поверженного Рейхстага.

«Такой радостный день! Выбрали место амфитеатром в лесу. Нам постелили два листа фанеры, загородили одеялами и простынями угол, где мы могли бы переодеться, и там мы выступали. Такое море было солдат, просто даже не передать. И нас все слышали без всяких микрофонов…»
«Приказом Верховного Главнокомандующего…»

Два документа:
«Приказ начальника политуправления войск Западного фронта ПВО 14 июня 1945 года, город Вильно

Фронтовая бригада Иркутско-Куйбышевской филармонии обслуживала концертами части войск Западного фронта ПВО Красной Армии с 12 февраля по 14 июня 1945 года. В фронтовых условиях концертная бригада давала по 4-5 концертов в день, а всего 252 концерта. За хорошее художественное обслуживание частей фронта объявляю благодарность – Зенкевич-Злобиной Вере Севериновне, Снегиревой Наталье Николаевне».

«Артистке Снегиревой Наталье Николаевне

Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина 2 мая 1945 года №359 за овладение Берлином объявлена благодарность».

Об артистах эстрады тех грозовых лет можно рассказывать бесконечно. Они пользовались поистине всенародной любовью. Ни сложной аппаратуры, ни световых эффектов, ни большого реквизита, ни оркестра, ни микрофонов. Аккомпанемент – либо баян, либо «малютка» (маленькое фортепиано) - верный спутник в сельских и фронтовых поездках… Все решали только актер, его личность и мастерство.


(В тексте использованы материалы из архива Самарской филармонии и книги Е.М. Цветовой «Возрожденный "Олимп"»)