«Мне день и ночь покоя не дает
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит…»
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
«РЕКВИЕМ» – последнее неоконченное, сочинение В.А. Моцарта, с трагической и поистине мистической историей. Незадолго до смерти Моцарта посетил таинственный незнакомец, «чёрный человек», (как назовут его позже биографы музыканта), и заказал ему заупокойную мессу, «Реквием». Постоянно испытывающий нужду и к тому времени уже тяжело больной Моцарт согласился исполнить заказ. Работа над траурной мессой стала не просто сочинением, Моцарт предчувствовал свою скорую кончину. Он работал со скоростью, невиданной даже для него, однако сама судьба, казалось, отодвигала финал сочинения, как будто окончание «Реквиема» и жизнь Моцарта находились в «ужасающей» взаимосвязи. И всё же… менее чем через полгода после начала работы над «Реквиемом» в возрасте 35-ти лет Моцарт скоропостижно умирает и величайшее произведение остается незавершенным: из двенадцати задуманных номеров было закончено неполных девять. При этом многое было выписано с сокращениями или осталось в черновых набросках. Завершил «Реквием» любимый ученик Моцарта Ф.Кс. Зюсмайр, который досконально знал моцартовский замысел. Он проделал кропотливую работу, по крупицам собрав всё, что относилось к «Реквиему».
Содержание «Реквиема» предопределено самим жанром траурной мессы: размышления о Боге, мироздании, о земной жизни и трагической неотвратимости смерти. Однако тон моцартовского «Реквиема» очень далек от традиционной сдержанности, объективности церковной музыки. Контекст безысходности, боли прощания с жизнью, понятный каждому человеку, в «Реквиеме» раскрыт с потрясающей искренностью. Такого поразительного эффекта Моцарт добился на контрасте суровых, полных мрачного величия и грозной мощи хоров со скорбными молитвами и трогательными жалобами. Но, несмотря на всю драматичность действа, финал грандиозного сочинения Моцарта полон просветления и умиротворения. Ведь смерть – всего лишь начало вечной жизни.
Редкой удачей для слушателя станет возможность услышать «Реквием» В.А. Моцарта в исполнении одного из самых больших профессиональных хоров России Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы им. С.Г.Эйдинова. Выступление этого творческого коллектива 14 апреля в Самарском государственном театре оперы и балета откроет фестиваль.