Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Лидия Наливайко

Лидия Наливайко

заслуженная артистка РФ, мастер художественного слова

Уроки прекрасного в филармонии: артистка художественного слова Самарской государственной филармонии Лидия Наливайко рассказала, как научить детей любить литературу и для чего молодежи нужна романтика.

Текст интервью: Маргарита Прасковьина

- Чем вам нравится работа в филармонии?
- При подготовке литературных программ можно применять режиссерские навыки. Я окончила институт культуры (ныне академия культуры и искусств) по специальности «Режиссер драматического народного театра». Мне сообщают тему концертной программы, я ищу литературный материал, сама пишу композицию и сама читаю.

- Получается труппа в одном человеке: завлит, режиссер и актер...
- Не совсем так. Со временем программы филармонии стали более театрализованными. Мы вынуждены были поменять форму работы, потому что время продиктовало. Все становится ярче, зрелищнее. Стали делать небольшие спектакли - с минимумом декораций и костюмов, но тем не менее. Постановкой занимается профессиональный режиссер - Сергей Куранов.
Жаль, что уходит чистое чтение. На одном концерте у нас в филармонии Сергей Юрский вышел и сказал: «Я представитель умирающей профессии». Люди перестают слушать чтение. Это сложно: ты должен прилагать усилия, включать фантазию. Визуальный ряд забивает все. Но, к счастью, уходит чтение долго и пока еще сохраняется.

Самое странное, что даже от учителей мы слышим: «Нашим детям хотелось бы, чтобы у вас было более театрально». На что мы отвечаем: «А нам бы хотелось, чтобы школьники слушали и не забывали о том, что русский язык красив, музыкален и богат». Потому что ситуация с отношением к литературе сегодня - это пропасть, в которую мы падаем.
А если зритель знаком с произведением, то слушает совсем по-другому: следит не за сюжетом, а сопоставляет свое понимание с тем, как эту вещь увидел артист.

- Можете назвать программу, которая вам особенно нравится?
- «И всюду страсти роковые» - моя сольная программа по романтическим поэмам Пушкина «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и «Египетские ночи», которая появилась в ноябре прошлого года. Импровизатор из «Египетских ночей» достает различные темы из вазы и развивает их в целое произведение.

Мне нравится «Жизнь и любовь Афанасия Фета». Чем хороши такие программы - они дают простор для музыкального оформления. Ведь столько романсов написано на стихи Пушкина и Фета! Это позволяет обрамить чтение прекрасным вокалом и повернуть произведение немного с другой стороны - показать, как оно звучит в музыке. Мы имеем эту возможность, потому что наша группа помимо чтецов включает скрипку, фортепиано и трех вокалистов.

В мае мы представили программу «Ожидание любви». Это современная поэзия: моя любимая Белла Ахмадулина, Римма Казакова и Вероника Тушнова, а композиционной основой стала поэма Роберта Рождественского «Ожидание», по которой Микаэл Таривердиев написал монооперу. Мы придумали сюжет: встречаются две женщины - молодая и не очень. Та, которая постарше, как будто встречает свою юность и пытается давать ей советы, чтобы оградить от ошибок. Но молодая не слушает.

- Как чтеца вас больше привлекает поэзия?
- Не только. Есть замечательные программы по прозе. Например, «Под алым парусом любви». Мы проводим параллель между «Алыми парусами» и романтической историей любви самого Грина. «Страшная минута» по прозе Куприна. Это его ранний рассказ, в основе которого одноименный романс Чайковского, посвященный актрисе и певице Евлалии Кадминой.

В следующем сезоне будет абонемент о трех женщинах, одна из которых - Кадмина. Ее мало кто знает, но это женщина выдающейся судьбы. Она умерла в 28 лет. И не просто умерла, а покончила с собой. И не просто покончила с собой, а сделала это на сцене во время спектакля.

Меня в первую очередь привлекает романтическая литература. Очень хочется разбудить в зрителе, особенно юном, подлинные чувства. Современное клиповое мышление не предполагает романтики. А если не тренировать чувства, они атрофируются. Паустовский писал: «Если человек лишится воображения, он перестанет быть человеком». Молодые люди сегодня крайне закрытые, закукленные, не любят себя и окружающих. Не читая романтических произведений, они не смогут развить в себе эмоции.

- Можно ли научить человека любить литературу и музыку?
- Музыкально-литературный лекторий был создан как своего рода дополнение к народному университету, чтобы давать людям дополнительные знания по литературе и музыке. И самое главное - пробуждать к ним интерес, желание потом пойти в оперный или драматический театр. Немикрофонное пение непривычно для современных детей. Они с ним никогда не встречались - для них это дико. И когда на наших концертах они слышат «живое» пение, их это увлекает.

Чтобы пробудить любовь к музыке или литературе, нужно много работать. Ничто так не увлекает ребенка, как пример мамы и папы. В семьях, где много читают родители, как правило, читают и дети. Если ребенок умеет понимать литературу, он более тонко чувствует окружающий мир.

- Можете вспомнить самую приятную или неожиданную реакцию на свое выступление?
- В детском саду я однажды исполняла «Большую кошачью сказку» Карела Чапека. В финале король должен отдать старушке много серебра. Я произношу: «Она сложила все монеты в платок, завязала и пошла…» Маленький мальчик кричит: «…в ресторан!».
Было очень приятно, когда после выступления в школе к нам подошла библиотекарь и спросила: «Что вы им там показывали?! Они прибежали и расхватали все «Алые паруса»!». Вот это дает силы для того, чтобы продолжать заниматься своим делом.

Ближайшие концерты

1
2021
декабря
18:30
Абонемент №15 «Нет времени у вдохновенья…» (5-й концерт)
Описание
Концерт входит в социально-просветительский проект «ГАЛЁРКА», направленный на популяризацию и обеспечение доступности театрального и музыкального искусства среди студенческой аудитории. По предъявлению студенческого билета предоставляется возможность посетить концерт по льготному билету стоимостью 50 рублей (места на балконе)

Страстная, тяжелая, идеальная, преступная, возвышенная, безнадежная... Любовь. Это лейтмотив литературно-музыкальной композиции по книге Дины Рубиной. Личностные переживания героев позволяют прикоснуться к самому сокровенному в человеке - к его душе.

Дина Рубина – писатель, известный давно. Ещё с первых публикаций в журнале «Юность» в далёких 70- х годах ХХ столетия, когда повесть двадцатичетырёхлетней выпускницы Ташкентской консерватории «Когда же пойдёт снег?..» принесла ей славу. По этой повести были сняты фильмы и поставлены спектакли. К счастью, это не вскружило ей голову, и Рубина продолжала много и талантливо писать. Творчество Дины Ильиничны получило заслуженное признание и любовь многочисленных почитателей её писательского дара.

О сборнике новелл «Несколько торопливых слов любви…» сама Дина Рубина говорила, что эти истории приходили к ней много лет и копились в записных книжках, с каждым годом всё настойчивей требуя воплощения в текст. Они долго жили в тайниках памяти, словно стая птиц, шелестом невидимых крыльев напоминая о себе, кормились с рук. Попав, наконец, на бумагу, они легко вспорхнули и отправились в полёт к своему читателю.

Внутри каждой новеллы помещена некая неожиданная история – о любви и смерти, разочаровании и счастье... Но, в этом «театре жизни» писательницу, прежде всего, интересуют не декорации, но человек, с его извечным стремлением к счастью.

В литературно-музыкальную программу вечера вошли пять новелл Дины Рубиной:
«Шарфик», «И когда она упала», «Область слепящего света», «Мастер тарабука» и «Гобелен». Прозвучит музыка композиторов ХХ века.
цена билета
350-700 руб.