Версия для слабовидящих
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru Возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями

«Кончерто гроссо» во время Великого поста

В Самаре 6 апреля прошел IV Волжский фестиваль духовной музыки. На этот раз это музыкальное событие длилось не несколько дней, как в предыдущие годы, - на него был отпущен лишь один вечер в театре оперы и балета. Не проходили фестивальные события в Самарской государственной филармонии, как раньше. Она готовится к своему юбилею, и там довольно плотный график концертов.

Но и единственный вечер вместил в себя многое. Музыка трех композиторов звучала в театре оперы и балета. Это Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди и наш современник – митрополит Волоколамский Иларион (Алфееев), который вместе со скрипачом и дирижером Дмитрием Коганом и был инициатором проведения фестиваля в Самаре.



Впервые Волжский фестиваль духовной музыки прошел в нашем городе в 2012 году - тогда прозвучала оратория «Страсти по Матфею» митрополита Илариона. Репертуар последующих фестивалей заметно расширился - в Самаре прошло премьерное исполнение Stabat Mater и «Песни Восхождения» митрополита, звучали кантата Stabat Mater Перголези, Пятая симфония Чайковского, «Реквием» Моцарта, музыка Каччини, Шуберта, православные духовные сочинения, произведения Бортнянского и Чеснокова...

В начале нынешнего вечера ректор Поволжского православного института им. святителя Алексия протоиерей Дмитрий Лескин напомнил зрителям, что фестиваль открывает последнюю неделю Великого поста. «Музыка, которая звучит в этот вечер, - сказал он, - настраивает нас на возвышенное состояние души. Авторы этих произведений творили и творят во имя Бога. Вивальди, как известно, был духовным лицом. Бах играл на органе в храмах Германии. Духовным лицом является и наш современник - митрополит Иларион».

Если не знать, что этот автор живет в наши дни, его сочинения могут показаться пришедшими к нам откуда-то издалека, из века восемнадцатого, когда великие композиторы напрямую «разговаривали» со Всевышним. Произведения митрополита Илариона и открыли нынешний фестиваль.

Вначале в исполнении камерного оркестра Самарской государственной филармонии Volga philharmonic под управлением художественного руководителя фестиваля Дмитрия Когана прозвучала Фуга на тему BACH. Это своеобразное приношение Иоганну Себастьяну Баху, сделанное в его любимой музыкальной форме. В исполнении самарских музыкантов довольно короткое сочинение стало драматической историей, наполненной множеством переживаний. Одна и та же тема в начале звучала спокойно и смиренно, потом наполнялась страстью, энергией, темп все убыстрялся, а в финале приобрела торжественность и величие.

Вслед за этим камерный оркестр исполнил еще одно сочинение митрополита Илариона – «Кончерто гроссо». Оно было написано недавно, за несколько январских дней 2012 года, а вдохновила автора музыка итальянcкого композитора конца XVII – начала XVIII века Джузеппе Торелли, который считается родоначальником этого жанра.

Завершилось первое отделение скрипичным соло Дмитрия Когана. Он сыграл «Чакону» Баха – произведение столь глубокое, нежное и таинственное, сколь сложное - и для исполнения, и для восприятия. Но сыграл Дмитрий Коган так виртуозно, что после завершения публика взорвалась рекордными за этот вечер аплодисментами. 



Второе отделение объединило вместе камерный оркестр Volga philharmonic, прославленную Магнитогорскую академическую хоровую капеллу им. С. Г. Эйдинова, трех ее солисток и великого Антонио Вивальди. Его кантата «Глория» исполняется не так уж и часто. Двести лет – вплоть до тридцатых годов прошлого века - она вообще была в полном забвении. Между тем это сочинение с его переходами от хвалебных, торжественных частей к драматическим, рассказывающим о страданиях Христа, а затем к молитвенным - необыкновенно по своей силе и глубине. Это уже далеко не первое совместное выступление магнитогорской капеллы с самарскими музыкантами, что было заметно. Возникало ощущение — возвышенную музыку Вивальди исполняет единый коллектив, выступающий вместе постоянно.

Это совместное выступление публика тоже приняла восторженно, а в конце вечера благодарные зрители вручили букеты цветов Дмитрию Когану, художественному руководителю Магнитогорской хоровой капеллы и трем солисткам ее коллектива.

Надежда Иванова, художественный руководитель Магнитогорской хоровой капеллы:
- Мне очень понравился ваш театр. Великолепные интерьеры, замечательная акустика. Это прекрасно, что у вас в городе проходят такие события. Развлекательных фестивалей в стране проходит много, а таких, как этот, не хватает. Мы с нашей капеллой много ездим по миру. И видим, что где-нибудь в Испании, например, повсюду, даже в электричках, звучит музыка великих композиторов. В том числе и русских классиков – Мусоргского, Чайковского, Глинки. Их творения звучат там чаще, чем у нас. Хотелось бы, чтобы и в России люди обращались к великой духовной музыке и чтобы это делалось без назидания, естественным образом - так, как на этом фестивале.

Текст: Вадим Карасев
Фото: Денис Егоров, Андрей Савельев
Видеорепортаж ТРК «Губерния»