Открытый урок к юбилею Чайковского
23 апреля в многофункциональном зале Самарской областной универсальной научной библиотеки состоялся первый открытый урок по теме «Камерно-вокальное творчество П.И. Чайковского».
Открытые уроки, посвященные 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского – совместный проект Самарской областной универсальной научной библиотеки и Самарской государственной филармонии.
Цель проекта – информативно и интересно, простым и доступным языком рассказать самарцам о жизни и творчестве великого русского композитора. Ведущей выступила музыкальный редактор Самарской филармонии с 30-летним стажем работы Людмила Ивановна Беляева. Людмила Ивановна - профессиональный музыковед, автор сотни публикаций в местной и центральной прессе, ведущая авторских программ на радио и телевидении. Принимала участие в создании многотомной историко-культурной энциклопедии Самарского края, фундаментальном издании об истории Самарского края «Автографы», под редакцией С.П. Хумарьян (очерк об истории филармонии), в книге «Портреты», под редакцией В.И. Молько. За большой вклад в развитие и сохранение отечественной культуры награждена Нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».
В этот вечер в уютном тепло-оранжевом зале библиотеки, несмотря на пасмурную погоду, собрались читатели библиотеки и неравнодушные к музыкальному искусству люди.
Людмила Беляева подготовила уникальный материал о биографии и творческом пути Чайковского, проиллюстрировав свой рассказ музыкальными произведениями, строками из писем композитора, фотографиями самого Петра Ильича, семьи и женщин, сыгравших судьбоносные роли в его жизни: Фанни Дюрбах, Дезире Арто, Надежды фон Мекк, Антонины Милюковой. Многие из которых стали музами композитора. Так, например, произведение, написанное в 1870 г. на слова Апухтина «Забыть так скоро», Чайковский посвятил Дезире Арто, в первых нотах романса зашифровав имя итальянской возлюбленной. Этот романс – настоящая лирическая поэма о любви, в котором образы безнадежного настоящего противопоставлены пленительным воспоминаниям. Слушатели урока могли оценить этот романс в исполнении Дмитрия Хворостовского.
Петр Ильич создавал романсы самого разного характера на протяжении всей своей творческой жизни. Источники текстов Чайковский находил, по преимуществу, у русских поэтов XIX века, своих современников – А. Плещеева, А.К. Толстого, К.Р. Д. Ратгауза, А. Апухтина, А. Фета, Я. Полонского, Д. Мережковского и других. Это было прямым отражением его беззаветной, горячей любви к своей Родине. Письма Чайковского пестрят объяснениями любви к России. На уроке были зачитаны отрывки из писем композитора к баронессе фон Мекк, звучащие сегодня, как никогда злободневно:
«Знаете, дорогой мой друг, что я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь вообще и в ее великорусские части в особенности… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи… Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа или русской природы. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями, - он любит потому, что такова его натура, потому что он не может не любить. Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголку Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше. Люди эти ненавистны мне; они топчут в грязи то, что для меня несказанно дорого и свято…»
Всю свою жизнь Чайковский писал музыкой Россию. Во многих его произведениях лейтмотивом проходят мелодии русских народных песен - так на открытом уроке в исполнении симфонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна прозвучали фрагменты Четвертой симфонии композитора, в том числе финал, в основу которого легла русская народная песня «Во поле береза стояла».
Безусловно, за один час невозможно раскрыть весь гений Петра Ильича Чайковского. Однако, пришедшие на открытый урок смогли приобщиться к творческому наследию и личности великого композитора, узнав о его детстве, о сложном выборе профессии, о несчастной первой любви, о блистательном композиторском триумфе, о его единственном посещении Самары в 1887 году и о загадочных обстоятельствах смерти.
Открытый урок завершился на высокой ноте - торжественной увертюре «1812 год» в память о победе России в Отечественной войне 1812 года.
Следующий урок, посвященный юбилею Чайковского, планируется провести в октябре 2015 года.