Рыцарь Музыки – какой почетный титул, какое высокое звание! Само слово «рыцарь» имеет различные смысловые значения. В средние века – воин, всадник, верный вассал своего сюзерена. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы, базировавшиеся на таких качествах, как смелость, отвага, честь, галантность. Отсюда появилась традиция использовать слово «рыцарь» не только в прямом, но и в переносном смысле – как синоним великодушного и благородного человека. Впоследствии возникла третья трактовка: рыцарь – тот, кто безраздельно отдает себя какому-либо делу или идее.
Рыцарь Музыки – преданный служитель великого искусства, достойнейший из достойных. «Рыцарь музыки» назывался документальный фильм, рассказывающий о творческом пути любимца 1950–1960-х годов, знаменитого на весь мир советского оперного певца Георга Отса. «Благородный рыцарь музыки» – так говорили о Дмитрии Борисовиче Кабалевском, подчеркивая его самоотверженную просветительскую деятельность во славу музыкального искусства, во имя воспитания молодого поколения.
В Самарской филармонии в рыцари музыки посвящали маленьких слушателей, пришедших на заключительный концерт абонемента «Прогулки по залам волшебного дворца».
Программа концерта поразила своей пестротой. В первом отделении, посвященном 70-летию Победы, были исполнены эпизод нашествия из Седьмой симфонии Д. Шостаковича, «Лития» для симфонического оркестра А. Петрова, первая часть концерта № 23 В. А. Моцарта и песня И. Дунаевского «Ехал я из Берлина». Видеоряд конкретизировал содержание известного фрагмента легендарной симфонии Шостаковича. Возможно, применение видеотехники на симфоническом концерте для детей и молодежи – вынужденный прием привлечения внимания, но, кажется, в данном случае (и тем более в самом начале концерта) он не был необходим.
Удивительно, но помещенная между сочинениями двух гениальных композиторов «Лития» Александра Петрова, студента Петербургской консерватории и недавнего выпускника Самарского музыкального училища, заняла особое место и запомнилась слушателям. По словам дирижера Георгия Клементьева, это произведение молодого автора отмечено печатью зрелости и композиторского мастерства. Действительно, А. Петров интересно развивает мелодически обаятельную песенную тему, ярко использует выразительные возможности оркестровых соло, выстраивает стройное гармоничное целое с драматической кульминацией и просветленным мажорным завершением.
В исполнении безмятежно светлого ля-мажорного моцартовского концерта солистке Олесе Валенковой не хватило легкости, грациозности и изящества. Allegro, суть которого – движение и энергия, прозвучало вяло и скованно. Несколько странно после крупных оркестровых сочинений в качестве заключительного номера отделения прозвучала песня И. Дунаевского, вернувшая слушателей к военной тематике. Студент Самарского музыкального училища Алексей Курсанов вполне достойно справился со сложной задачей исполнения ее в сопровождении симфонического оркестра. Голос молодого певца в отдельных фразах звучал по-взрослому сочно и ясно.
Второе отделение концерта было посвящено 75-летию Самарской филармонии. Лектор-музыковед Ирина Цыганова кратко и емко, интересно рассказала об истории филармонии, театре-цирке «Олимп» и великих музыкантах, выступавших на этой сцене. Музыкальными вершинами второго отделения стали вальс П. Чайковского из балета «Лебединое озеро», вдохновенно и поэтично исполненный оркестром под управлением Г. Клементьева, и финал Концерта № 2 для фортепиано с оркестром К. Сен-Санса (солистка – Елена Капралова).
В увлекательной форме прошла музыкальная игра-викторина, выявившая в зале шестерых наиболее внимательных и просвещенных маленьких слушателей. Этих ребят пригласили на сцену, доверили принять участие в исполнении музыкального произведения и торжественно посвятили в рыцари музыки. Главный же победитель с помощью Георгия Клементьева продирижировал оркестром. Под звуки веселого марша И. Дунаевского счастливые и вдохновленные ребята вернулись в зал, а слушатели долго и благодарно аплодировали музыкантам.
Если не настоящими рыцарями музыки, то ее верноподданными, почитателями и поклонниками в этот день почувствовали себя не только музыканты-профессионалы, исполнители концерта, не только победители музыкальной викторины, но и все, кто побывал на этом концерте. Жаль, если вас на нем не было.
Анна Лазанчина, музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 9 за 2015 год
Показать ещё ↓
Мы используем cookie.
Во время посещения сайта Самарской филармонии Вы соглашаетесь с тем, что мы
обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее