+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

Гварнери и Страдивари побывали в Самаре

21 мая в культурной жизни Самары произошло событие уникальное и вместе с тем совсем не афишируемое – в Самарскую филармонию «заехали» из Москвы две старинные скрипки стоимостью 20 миллионов евро. Это не шутка, скрипки действительно стоят того, потому что одна из них, 1718 года рождения, – работы знаменитого итальянского мастера Страдивари, другая, сделанная в 1728 году, - дело рук не менее знаменитого Гварнери. Инструменты прибыли в Самару буквально на считанные часы и, прозвучав в Хрустальном фойе филармонии, тотчас отправились назад в столицу. Мало того, человек, который их привёз, признался журналистам: о том, что раритетные инструменты совершили этот вояж, не знает никто, даже охрана, потому как сам музыкант, как он выразился, «несанкционированно сбежал из Москвы», прихватив своих любимиц в бронированных футлярах. Кто же этот «авантюрист»? – спросите вы. Ответим: художественный руководитель Самарской филармонии, всемирно известный скрипач, заслуженный артист РФ Дмитрий Коган.

Очередную пресс-конференцию с журналистами и представителями музыкальной общественности Дмитрий Павлович дал сразу в двух качествах – и как худрук, и как дирижёр новоиспечённого оркестра – камерного оркестра Самарской государственной филармонии «Волга Филармоник». Поводом для встречи стали первые гастроли только что созданного коллектива. «Волга Филармоник» начинает свою концертную деятельность с выступления не где-нибудь, а в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Такую высокую планку поставил руководитель перед своим коллективом, подчеркнув, что далеко не все даже московские оркестры удостаиваются такой чести.

- Я пригласил оркестр поучаствовать в моей большой сольной программе «Пять великих скрипок в одном концерте: Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини, Вильом», который состоится 26 мая, - говорит Д.Коган. - В этом концерте я представляю пять великих скрипок - самых дорогих скрипок в мире! - которые мне привезли из разных стран. В первом отделении скрипки будут звучать с фортепиано, на каждой из них я исполню по два сочинения, то есть в общей сложности прозвучит десять произведений. Второе отделение полностью отдаю нашему оркестру «Волга Филармоник». Мы исполним сочинение Астора Пьяццоллы «Четыре времени года в Буэнос-Айресе». Причём каждую из пьес цикла - «Лето», «Осень», «Зима», «Весна» - я так же буду играть на разных скрипках –Амати, Паганини, Страдивари и Гварнери.

В музыкантах нового оркестра маэстро абсолютно уверен. И было бы странно, если бы было наоборот! Дело в том, что в составе камерного оркестра – артисты академического симфонического оркестра Самарской филармонии, с которыми Дмитрий Павлович хорошо знаком, потому как не раз выступал с ними во время своих концертов в Самаре.

- Поскольку я должен порепетировать с оркестром, я и прилетел в Самару. Просто сбежал от охраны и привёз две скрипки – Страдивари и Гварнери - показать вам. Вот они здесь лежат (маэстро указал на рояль - на его крышке покоились тёмные футляры). Сегодня суббота, мы можем разговаривать неформально – как видите, все без галстуков, Ольга Васильевна Рыбакова, министр культуры, – с внуком. Так что задавайте любые вопросы!

Любые, так любые, рассудили журналисты, и начали с вопроса парадоксального: так что, оркестр «Волга Филармоник» уже создан?

- Конечно! Раз он выезжает на гастроли в Москву – значит, он есть, – усмехнулся маэстро. - Но он не создан заново, он здесь и был. В составе оркестра – все те музыканты, которые и прежде играли в камерном оркестре Самарской филармонии. Суть в том, что этот оркестр раньше был влит в симфонический оркестр, то есть музыканты, энтузиасты своего дела, в свободное от работы в симфоническим оркестре время играли программы оркестра камерного. Мы с министерством культуры решили создать абсолютно автономный коллектив, который будет вести свою собственную, не зависящую ни от кого концертную, гастрольную, звукозаписывающую деятельность. Это будут отдельные штатные единицы, и люди, которые будут работать в камерном оркестре, будут получать заработную плату именно в нём.

А как же симфонический?
- В 20-х числах июня в академическом симфоническом оркестре пройдёт аттестация музыкантов. После её окончания мы объявим открытый конкурс в камерный оркестр. Всё будем делать максимально демократично, открыто и дружески. Разумеется, никто никого не будет принуждать переходить из одного оркестра в другой. Только сами музыканты, исходя из своих творческих побуждений и личных планов, будут решать, где они хотели бы работать. Кроме того, камерный оркестр будет открыт и для музыкантов из других регионов России. Любой профессионал сможет участвовать в открытом конкурсе и поступить в оркестр. Вещь это не простая, понятно, что если приглашать людей из других городов, надо решать массу вопросов, в том числе их проживания. Но думаю, раз уж мы за такой значимый проект взялись, то эти вопросы будут решены, пусть не сразу, но будут.

- Но если значительная часть музыкантов симфонического оркестра перейдёт в оркестр камерный, заменить их будет некому - оркестр оголится!
- Что значит «оголится»? Штатные единицы в симфоническом оркестре никто не сокращает, пустыми места, я уверен, не останутся. Я против любого оголения. Наоборот, считаю, что симфонический оркестр тоже должен развиваться. И уверен, что эти два оркестра не станут работать в ущерб друг другу. У симфонического свои функции – он пропагандирует классическую музыку здесь, в самарском регионе. Но в силу того, что в нём играют 90 человек, этот оркестр не может быть мобильным, он не может беспрерывно гастролировать, это крайне затратно, мы просто не найдём для него, что называется, рынки сбыта. Поэтому роль гастролирующего коллектива будет выполнять небольшой по численности камерный оркестр. Он должен стать визитной карточкой губернии! Самостоятельные камерные оркестры есть в Екатеринбурге, Новосибирске, уж не говорю про Москву, Санкт-Петербург. Для крупной филармонии это нормально - иметь два оркестра. А я надеюсь, нет, даже уверен, что Самарская филармония входит в пятёрку лидирующих филармоний России.

… Получив исчерпывающие ответы на самые животрепещущие, касающиеся кадров, вопросы, журналисты вернулись к главной теме - концерта в Колонном зале Дома Союзов. В зале, пояснил Дмитрий Коган, будут присутствовать самые разные люди – политики, бизнесмены, общественные деятели, молодые музыканты, поскольку это будет не просто концерт, а концерт-презентация созданного в этом году Фонда поддержки уникальных культурных проектов им. Когана.

- Во всём мире есть такая традиция, - поясняет Дмитрий Павлович, - какой-нибудь крупный банк, швейцарский, например, или крупная корпорация покупает подобные инструменты и создаёт некий фонд с тем, чтобы потом давать возможность выдающимся музыкантам играть на раритетных инструментах. Потому что приобрести такую вот скрипку на свои деньги, как вы понимаете, ни один музыкант не сможет. Все крупные артисты современности, как правило, играют на инструментах, которые им предоставляет тот или иной фонд, банк или корпорация. Вот и мы сейчас хотим сделать что-то похожее. В России таких проектов ещё не было. С моим партнёром - крупным российским бизнесменом Валерием Савельевым мы создали и представляем общественности наш фонд. Мы уже ищем старинные инструменты, и, думаю, в ближайшее время один из них будет куплен фондом и переедет в Россию.

Мы хотим создать прецедент - не люблю слово «мода», оно имеет какой-то временный характер, но если хотите – да, мы желаем, чтобы у российских бизнесменов появилась мода на благотворительность, чтобы успешный бизнес вкладывал деньги в культуру России, в том числе - покупая уникальные музыкальные инструменты. И чтобы, приобретая дорогостоящие инструменты, они не жадничали, а давали на них играть тем, кто этого достоин, кто это заслужил. Крупный бизнес уже должен как-то «взрослеть» и с тусовок, яхт, демонстрации своих спортивных машин, домов, модных показов переходить к чему-то высокому, вечному, вкладывать деньги в возрождение России. Наша цель – их в этом убедить.

Так что эти скрипки приехали в Россию не только для того, чтобы прозвучать в концерте. Они должны привлечь внимание бизнесменов к классическому искусству.

- А что даёт вам как музыканту игра на таких уникальных, редких инструментах? - не удержались от вопроса журналисты.
- Как «что»?! - изумился Коган. -Что даёт профессиональному водителю езда на «Болиди» в Формуле- 1? Это великие, бесценные инструменты, хотя их ценность, безусловно, определена. Две скрипки, которые вы видите, оценивают в более чем 20 миллионов евро. Все пять инструментов, которые будут звучать в моём концерте, привезены из Европы – Лондона, Берлина. В нашей стране, к сожалению, инструментов такого уровня и находящихся в таком состоянии нет. Очень жаль, но это так! У нас есть государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов, там есть несколько скрипок Страдивари с более или менее точно подтверждённым авторством, но их состояние, увы, не такое. Почему? Потому что у нас, к сожалению, нет настоящих экспертов и настоящих мастеров. Этим тоже надо заниматься.

- Дмитрий Павлович, а может быть, вы нам что-то сыграете на них?
- Конечно! Я не буду ломаться! - сказал музыкант и сразу взял в руки одно из сокровищ – скрипку «Мальборо» работы Страдивари (у каждой скрипки помимо автора, оказывается, есть своё личное имя, мало того - скрипки, как люди, бывают капризны, расстраиваются и даже ревнуют друг другу), и Хрустальное фойе филармонии наполнилось дивными звуками классических мелодий...

Затем Дмитрий Коган исполнил фрагменты нескольких сочинений на скрипке Гварнери и спросил слушающих, какая из них звучит лучше. Вопрос застал всех врасплох – потому как обе скрипки звучали божественно. Музыкант в шутку поставил «вопрос» на голосование, и мнения распределились практически поровну с небольшим перевесом в сторону Гварнери.

- Мне лично тоже больше нравится Гварнери. Хотя говорить, какая лучше – это всё равно что спорить, кто более великий – Бах или Моцарт, - заключил Дмитрий Коган, распрощался с прессой и направился на репетицию с оркестром, пообещав, что когда-нибудь такие же скрипки приедут в Самару официально, чтобы прозвучать для широкой публики. «Люди должны иметь возможность соприкасаться с вечными ценностями. Это для нас главное. Будем работать!»

Светлана ИШИНА