Уже в продаже билеты на концерты Международного фестиваля искусств! Подробнее
Версия для слабовидящих
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями

Концерт для СМИ с оркестром

Вчера в Самарской государственной филармонии состоялась необычная встреча сотрудников филармонии и её ведущих музыкантов с представителями СМИ и студентами Госуниверситета. Формат этой встречи представлял собой творческий сплав традиционной пресс-конференции и дискуссионного клуба и посвящался открытию очередного 73-го концертного сезона.

Приглашения на встречу, отправленные в адрес самарских газет, радио, телевидения, интернет-порталов, были также далеки от традиционной информации о месте и времени её проведения. Скорей всего, это было похоже на афишу с явно филармоническим оттенком: «ИГРА В КЛАССИКУ или Концерт для СМИ с оркестром».

И вот что из этого получилось.

В программе I отделения значилось: «Настраиваемся на музыкальный лад!». Все собравшиеся побывали на репетиции Академического симфонического оркестра Самарской филармонии под руководством главного дирижёра, народного артиста РФ Михаила Щербакова. Увидели и услышали, как идёт репетиционная работа перед концертом баяниста Сергея Войтенко с оркестром в рамках Международного конкурса «Трофей мира», затем вкусили энергетический коктейль из музыки Леонарда Бернстайна. Покинув концертный зал, приступили к осуществлению следующего пункта программы.

II отделение – «В поисках утраченной гармонии». Дискуссия на тему «Что не так с классической музыкой». Пожалуй, это была самая сложная часть задуманной программы. Конечно, вопрос «что не так?» - провокационный, потому как для музыкантов, посвятивших свою жизнь этой самой классике, в ней, без сомнений, «всё так». Иначе бы она и не звалась классикой, т.е. музыкой, проверенной временем и множеством поколений, признавших и полюбивших её. Смысл вопроса заключался в ином: почему, несмотря на свою неоспоримую ценность, эта самая классика остаётся не столь востребована (как хотелось бы, как она того заслуживает) не только основной народной массой, но и её «передовым отрядом» - журналистами, этаким информационным супер-мозгом нации.

По задумке заместителя директора по экономике и маркетингу Светланы Владимировны Ефаровой, начал дискуссию главный режиссёр филармонии, заслуженный артист РФ Сергей Николаевич Куранов. В блестящем монологе он обозначил тему, умело облёк её в музыкальную форму «сонатного аллегро» и распределил её фрагменты по участникам дискуссии. В главных партиях этого дискуссионного аллегро выступили директор филармонии Елена Александровна Козлова и дирижер Михаил Александрович Щербаков. Экспозиция прозвучала довольно бодро, без излишнего пафоса. Предполагаемая разработка (средняя часть сонатного аллегро) ясно дала понять, что тему так и будут развивать главные персонажи предпринятой дискуссии. Возможно, приглашённым участникам формата было не совсем комфортно в этой теме, потому как, чтобы её развивать, надо знать предмет разговора. А коль скоро в дискуссии звучит только соло, - это уже совсем другой жанр. Правда, надо отдать должное Катерине Гущиной, главному редактору журнала «Собака.ru», в силу музыкальных пристрастий или служебных возможностей побывавшей в разных странах на различных фестивалях. Она задала вопрос, который можно свети к следующему: кто сегодня является стержнем слушательской аудитории серьёзных концертов? Судя по всему – солидная публика, а не молодёжь. Ответом ей могло бы стать приглашение на концерты студенческих абонементов, которые создаёт дирижёр филармонии, заслуженный артист РФ Георгий Клементьев, а также сезонные абонементы, треть которых посещает именно эта возрастная категория, вокруг музыкальных вкусов которой сейчас так много разговоров.

Вера Баранникова, представитель телекомпании ТЕРРА, поинтересовалась, только ли фортепиано и скрипка, которые чаще всего встречаются в объявленных программах, будут звучать в новом сезоне. В этом случае, ответом ей мог бы стать абонементный буклет самарской филармонии, на страницах которого можно увидеть имена исполнителей, играющих соло и с оркестром музыку от эпохи Барокко до наших дней, на самых разных инструментах: и струнных, и деревянных, и медных. Много разной музыки. Много разных инструментов!

И последний вопрос. Задавала его студентка факультета журналистики: можно ли студентам ходить на филармонические концерты бесплатно? (Правда, не уточнялось, на концерты каких жанров). Понятно, что учащуюся молодёжь, действительно, очень волнует финансовый вопрос. Хотелось бы переадресовать его нашему Министерству культуры или, бери выше – нашему государству. Ведь Филармония, как учреждение государственное, не может перед кем-то открывать двери или закрывать их по собственному желанию. Будь наша воля… Но мы ограничены рамками бюджета, согласованными заранее статьями расходов. И в рамках этих статей можем продвигать те или иные целевые программы для студентов, где вход для них – бесплатный. Не более того. Хотя, существуют, наверное, ещё какие-то пути. Консенсус достижим.

На вопрос, заданный темой дискуссии - «Что не так с классикой?» - мы так и не получили ответа. Может, журналисты и мы просто на одном культурном игровом поле? Мы – одна команда? В таком случае, встречный вопрос: ЧТО НЕ ТАК С ЖУРНАЛИСТИКОЙ? Почему мы изо дня в день, из месяца в месяц не находим интересных (да и просто никаких) материалов о том, что ЕЖЕДНЕВНО происходит на сцене филармонии и чем мы хотим порадовать самарцев? Только вдумайтесь: почти каждый день на нашей сцене проходят концерты с участием самых разных исполнителей! Молчим уже о рангах – наших слушателей сегодня не удивишь именами звёзд мировой величины. Что, нет повода для интервью, для освещения культурного прецедента? Не хотим в это верить! И потому приглашаем для дальнейшего разговора всех заинтересованных и небезразличных к теме участников. Дискуссия продолжается!

Ну и, наконец, III отделение (которое не столь часто присутствует в программах классических концертов). Собственно, оно и не несло в себе смысловую нагрузку. Скорей всего, изначально называясь «Антрактом», оно походило на кулинарную паузу, заполненную, как и задумывалось, поеданием вкусных пирожков и булочек с чашкой горячего чая.

Приходите в филармонию! Эксклюзивный, превосходный вкус горячих пирожков мы всегда гарантируем. Это правда.

Людмила Беляева, музыкальный редактор филармонии