В канун старого нового года самарская филармония решила сделать подарок своим постоянным слушателям – провести экскурсию по зданию. И хотя в первый раз обошлось без посещения закулисья, экскурсия оказалась познавательной.
Текст: Татьяна Богомолова,
«Волжская коммуна»
Фото: Андрей Савельев
Экскурсию сотрудник филармонии, музыковед Людмила Беляева, начала с фойе и с истории намоленного музыкантами места. С конца XIX века весь квартал от улицы Льва Толстого до Некрасовской, от Фрунзе и до Чапаевской принадлежал труппам бродячих цирков. Летом циркачи наводняли город. Здесь стояли балаганы, крутились огромные карусели... Здесь выступали и любимые самарcкими жителями артисты шансона. В начале ХХ века на заседании думы артисты из Саратова братья Никитины предложили построить в городе деревянное стационарное здание. Дума выдвинула Никитиным несколько встречных условий - это должно быть кирпичное здание с водоотводами и электричеством. Но на этот сладкий кусок земли претендовали многие. Кто-то предлагал ничего не трогать, а сохранить эту цирковую вольницу. Предложений было выдвинуто множество, в итоге заседавшие поссорились между собой и в назначенный для решения этого вопроса день, 13 октября 1903 года, заседание из-за скандала было прервано и вопрос снят с повестки.
Тем временем самарские циркачи братья Калинины, вдохновившись идеей, обратились к главному архитектору Самары Платону Шаманскому. Именно они сподвигли его на разработку проекта здания. Проект был сделан в очень короткие сроки, с учетом всех предыдущих требований, и уже в 1907 году удивленная самарская публика увидела театр - цирк «Олимп».
Здание, построенное в стиле модерн, удивляло самарцев снаружи, внутри же они видели необыкновенную арену, которая с легкостью трансформировалась под цирковые представления, концерты, драматические и оперные спектакли.
Через два года после открытия в залах «Олимпа» состоялся знаменитый концерт Федора Шаляпина. Кстати, уже в новом здании, построенном в 1988 году, архитектор Юрий Храмов предлагал увековечить великого русского певца. По проекту именно в фойе на высоком постаменте должен был стоять бюст Шаляпина. Однако советские чиновники воспротивились тому, чтобы артист, не имеющий никакого отношения к революции и к советской власти, проживший долгие годы за границей, будет увековечен в самарской филармонии. Сегодня, входя в фойе, мы видим так называемый «букет артисту» семиметровой высоты, выполненный из металла и стекла.
В первые годы советской власти театр-цирк «Олимп» был переименован в театр имени Карла Маркса, под таким названием он прожил несколько лет. Изменился и репертуар – здесь проходили митинги рабочих и крестьян, большевиков, красноармейцев. Несмотря на это, здесь продолжали давать концерты, правда с революционным уклоном. Как рассказывает Людмила Беляева, сохранилась афиша, в которой сообщается о предстоящем большом митинге, после которого будет звучать музыка.
Первые экскурсанты, в числе которых оказались постоянные зрители, заново знакомились с родной филармонией. Людмила Беляева провела посетителей по пустынным залам, рассказала о витражах с правой и левой стороны здания. Витражи возле правого буфета теплых тонов, напоминающие всполохи огня. С левой – холодных оттенков. «Это мажор и минор – суть музыкального искусства, именно эта метафора была заложена архитектором Юрием Храмовым», - говорит Людмила Беляева.
Частью экскурсии стал и музей, открывшийся в октябре 2015 года. Музейная экспозиция рассказывает о коллективах самарской филармонии, первых дирижерах, художественных руководителях и артистах. Одно из центральных мест занимает фрагмент скульптуры с фронтона здания театра-цирка «Олимп», построенного Шаманским, – это голова музы Эрато. Ее передал в дар музею бывший генеральный директор строительно-монтажного треста № 11, возводившего новое здание - Виталий Симонов.
Именно улыбающаяся Эрато и разделяет экспозицию на две части – на день вчерашний, историю самарской филармонии и сегодняшний.
Завершалась первая экскурсия посещением репетиции староновогоднего концерта с участием Санкт-петербургского дирижера Андрея Медведева и вокалистки Агаты Вавиловой (Санкт-Петербург).
В будущем подобные мероприятия станут традицией, и уже в следующий раз частью экскурсии станет самое интересное для посетителей, а именно - путешествие в таинственное закулисье.