+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
11 февраля 2016

Восток – дело тонкое

С самарским камерным оркестром Volga Philarmonic выступили именитые артисты с острова Тайвань и из Гонконга. В очередном концерте одного из самых оригинальных филармонических абонементов - «Музыкальный вояж» за пультом камерного оркестра Volga Philarmonic был маэстро Хо Чунг Йе (Тайвань - США), а в качестве солиста выступил Вэй Кит Йенг (Гонконг), виртуозно владеющий старинным китайским инструментом - бамбуковой флейтой dizi.

Текст: Валерий Иванов, «Самарские известия» №5 (7058)

Чайковский в цвете мэйхуа

Само название концерта - «Цветет мэйхуа» настраивало на особый поэтический лад: мэйхуа – дикая слива, цветение которой является у китайцев символом весны и любви. Впрочем, это название в большей степени относилось ко второму отделению программы, составленному в основном из сочинений китайских композиторов.

В первом отделении звучала русская музыка, к которой Хо Чунг Йе относится с особым пиететом. Программу открыли проникнутые умиротворенностью и мягкой грустью «Вариации на тему Чайковского» - сочинение Аренского, посвященное памяти композитора. Стоит заметить, что это произведение вряд ли когда-либо исполнялось в Самаре. Под управлением маэстро Йе оно прозвучало как лирическое откровение – своеобразная песня без слов.

Дирижер проявил себя тонким интерпретатором популярнейшей «Серенады для струнного оркестра» Чайковского, добившись исключительно мягкого, кантиленного звучания оркестра, которому в бравурных эпизодах порой все-таки не доставало внутренней энергетики и азарта.

Российские премьеры

С особым интересом ожидалось второе отделение концерта. Оно погрузило слушателей в совершенно особую, настоенную на глубоких человеческих эмоциях и философских сентенциях звуковую ауру с чередой типично китайских изысканных, прихотливо-изящных гармонических оборотов. Все это свойственно написанной композитором Куан Най-чжуном трехчастной симфонической поэме «Мечты бабочки». Под управлением Хо Чунг Йе ее исполнил камерный оркестр Volga Philarmonic, усиленный музыкантами духовой, деревянной и ударной групп большого филармонического оркестра.

Солировал обладающий безупречной техникой Вэй Кит Йенг, который сумел в звуковых образах передать мистическое содержание древней китайской поэмы о любви и верности, а также о том, что нет ничего вечного в этом мире, и даже в любви. Еще одно прозвучавшее в концерте национальное произведение – буквально искрящаяся светом и символизирующая полноту жизни поэма Цуй Цюаня и Чжан Вейланга «Весна счастья». Исполнение этих произведений стало их российскими премьерами.

Несколько неожиданным, но оставившим прекрасное впечатление явилось исполнение музыкантами увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила», которая благодаря своему яркому мажорному колориту стала своеобразным парафразом китайской «Весне счастья».

Артистические откровения

Автору этих строк удалось расспросить китайских гостей об их творческом становлении и музыкальных предпочтениях.
Хо Чунг Йе: «Музыку я полюбил с детства, играл на гармонике и барабане. Но родители решили, что не я, а четыре мои сестры будут учиться на фортепиано. Сестер эти занятия не заинтересовали, зато многое дали мне. Я начал серьезно заниматься, освоил флейту, принимал участие и побеждал на различных конкурсах. За дирижерский пульт стал в 22 года. А в 1999 году Даниэль Баренбойм пригласил меня в Чикагский симфонический оркестр, художественным руководителем которого он являлся. Там мне довелось сотрудничать со знаменитыми музыкантами, в числе которых Юрий Темирканов, Неэме Ярви, Пинхас Цукерман.

Огромным событием в моей жизни стала состоявшаяся вскоре встреча с выдающимся российским дирижером и педагогом Ильей Мусиным. Когда, похвалив меня, он спросил, сколько лет я занимаюсь дирижированием, я ему ответил: «По-настоящему – только с сегодняшнего дня». Мастер-классы Мусина дали мне очень много.

Я выступаю в разных странах, работал со многими оркестрами в городах России – от Санкт-Петербурга до Новосибирска. Теперь к ним добавилась Самара. Вэй Кит Йенга я впервые услышал в концерте на Тайване. Нас познакомили друзья, и вот - наше первое совместное турне. Я люблю русскую музыку, мне нравится русская публика, которая, на мой взгляд, является одной из самых темпераментных и благодарных в мире. И самарские слушатели не стали исключением».

Вэй Кит Йенг: «В средней школе я изучал мелодику и начал играть на гармонике. Но у меня получалось неважно, и учитель посоветовал сменить инструмент. Тогда я спросил его, какой инструмент самый дешевый. Оказалось, что китайская флейта, стоившая всего 100 гонконгских долларов. И с 13 лет я играю на этом инструменте. Мне посчастливилось учиться у самых известных в нашей стране виртуозов игры на поперечной флейте dizi. Гастролирую в городах материкового Китая, побывал в США, Великобритании, Корее, Филиппинах, Сингапуре, Малайзии.

А вот в России выступаю впервые. Ноты традиционных китайских произведений мы прислали в Самару по электронной почте, а с собой привезли несколько специальных малогабаритных барабанов. Еще до приезда в Самару по Интернету познакомился со зданием филармонии, с ее красивым концертным залом. Мне очень комфортно и удобно играть с местными музыкантами. Мы сразу нашли общий язык».