+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
11 февраля 2016
Самая экзотическая из существующих творческих профессий, – мастер художественного слова. В Самаре ее представителей можно перечесть по пальцам одной руки. Среди живущих в городе мастеров одна из самых старших и достойных – Заслуженная артистка России Галина Канунникова.

Текст: Георгий Портнов, «Самарские известия» №5 (7058)

Благодаря ей город, область и страна услышали и до сих пор слушают в живом исполнении тексты Пушкина, Блока, Цветаевой, Булгакова и многих других классиков. В этом году Галина Алексеевна отмечает 65 лет. «Самарские известия» решили, что лучший способ поздравить юбиляра – напомнить о ней родному городу. Во время беседы с артисткой мы поняли, что самое время перечитать классику. А лучше послушать, как она звучит.

45 лет на сцене

- Самые трудные и нужные профессии – врач и учитель. А артист и чтец это так, на сладкое, - скромничает Галина Алексеевна, когда мы встречаемся в фойе филармонии после репетиции постановки «Царь Ирод». Для этой невысокой, внешне хрупкой женщины работа всегда в удовольствие. Но кто бы знал, как непрост был ее путь в профессии, и сколько испытаний ей выпало!
Галина Канунникова
«Мастер художественного слова и ведущий мастер сцены, с 1979 года артистка Самарской филармонии»
Галина Алексеевна около 45-ти лет на большой сцене. Кем она только ни была за это время: артистка драматического и актриса кукольного театра, костюмер и создатель кукол. Ей даже прочили судьбу режиссера. Но она выбрала искусство мастера художественного слова. 37 лет Канунникова посвятила себя работе в этом амплуа на сцене самарской филармонии.

Она родилась в семье летчика Алексея Канунникова и работницы книжного магазина Марины Мельниковой в селе Кошки 24 января 1951-го года. Позже она семьей перебралась в Куйбышев, когда ее отцу дали квартиру в городе.

Она с детства влюбилась в литературу и особенно – в звучащее слово. Однажды еще школьницей на концерте в ОДО она слышала, как народный артист СССР Дмитрий Журавлев (1900–1991) читал «Илиаду» Гомера и была потрясена тем, как исполнитель без дополнительного реквизита и музыки одной лишь декламацией текста удерживал напряженное внимание целого зала.

После школы будущая артистка поступила в театральное училище при самарском драматическом театре им. Горького. Его Канунникова окончила с красным дипломом в 1974 году. Одним из ее наставников в этот период был Петр Монастырский, тогда – главный режиссер театра. Он долго думал, брать ли талантливую актрису в труппу театра. У нее в глазах Петра Львовича был только один «изъян»: невысокий рост. А он отдавал предпочтение рослым актрисам.
Тогда Галина Алексеевна сама разрешила сомнения режиссера, отправившись в театр Улан-Удэ к режиссеру Зинаиде Внуковой, с которой была знакома ранее. Здесь она сразу получила большие роли, начиная со спектаклей «Слуга двух господ» по Карло Гольдони и «В списках не значился» по Борису Васильеву.

Позже судьба привела ее на сцену Оренбургского драматического театра, где она работала под руководством режиссера Нальбия Тхакумашева и на протяжении почти всего периода пребывания в Оренбурге сыграла в большинстве постановок, среди которых - «Ричард III» по Шекспиру и «Не стреляйте в белых лебедей» по Васильеву. Здесь же Галина Алексеевна познакомилась со своим мужем Юрием Компанейцем.

- Мы познакомились прямо в театре. Я выступала на сцене, а он в это время работал художником по свету. Освещал меня, - улыбается артистка. - Видимо, он разглядел во мне что-то, что кольнуло его сердце. Потом мы сблизились…

«Доплакалась» до кукольного театра
Позже Канунникова возвращалась в Самару, работала в драматическом и даже кукольном театрах. В последнем она оказалась по счастливому совпадению.
- После провала с поступлением в театральное училище в Ярославле я шла по улице и плакала. Ко мне подошел парень: «Девушка, чего плачешь?» «Не поступила», - говорю. А он зовет: «Пойдем к нам!» «Куда?» «В кукольный театр!» Взял за руку и привел туда. Так я там и работала некоторое время, - вспоминает артистка. – В театре оказались очень хорошие люди, которые дали мне роли, научили играть с куклой, и я до сих пор этим занимаюсь. У меня сейчас в филармонии много спектаклей, в которых я работаю с куклами. Например, для

«Вечеров на хуторе близ Диканьки» по Гоголю, где я играю Солоху, я сама сделала огромную куклу черта из мешковины. У него подвижное лицо, и когда ты работаешь руками, оно делает убедительные страшные гримасы, так что зритель верит, что это настоящий черт.

Увлекшись работой с куклой, Канунникова сделала позже марионеток главных героев к постановке по «Приключениям Бибигона» по Корнею Чуковскому. Уже в период бурной актерской карьеры она пробовала себя в качестве мастера художественного слова.
Однажды ее пригласили работать в этом качестве в филармонию. Галина Алексеевна согласилась, думая, что это временно. Но поскольку ее кипучая натура не позволяла артистке работать вполсилы, она отдалась творчеству полностью. Актриса работала сольно и совместно с известными исполнителями, например, пианисткой Кариной Ненашевой и Волжским народным хором. В ее репертуаре появились программы по творчеству Александра Пушкина, Федора Достоевского, Александра Блока, Марины Цветаевой, Чингиза Айтматова:

- Была еще и большая программа по «Мастеру и Маргарите» Булгакова. Я читала ее на заводах и проехалась с ней по всем самарским тюрьмам, где выступала перед заключенными. Иногда, когда я выходила на сцену, из зала шел такой тяжелый настрой, как будто навстречу мне танки едут. И хотелось как-то разрядить обстановку. Это удавалось, когда я читала «Легенду о Христе» Нобелевского лауреата Сельмы Лагерлеф.

Распространенное заблуждение считать, что мастер художественного слова – тот, кто просто выразительно читает стихи.
- Это не только выразительное чтение стихов, но и умение подать текст, и расставить в нем нужные акценты. Это огромная ответственность, - считает артистка. - Человек, выходящий на сцену один, работает на сцене за всех. Я на сцене как бы играю моноспектакль, где показываю разных героев и говорю от их имени в одиночку. Переключаться с одного образа на другой очень сложно, но это интереснее, чем в театре!

Дети Канунниковой (их у нее трое) не стали артистами, сказали: «Хватит нам мамы!» Но вместе с ней вся семья охотно отмечает памятные даты литературного календаря, например, день рождения Пушкина. Дети Галины Алексеевны читают классику сами, но с еще большим удовольствием слушают, как прекрасно она звучит в ее исполнении.

Галина Алексеевна продолжает «жечь глаголом» на сцене Самары и области и сегодня. За год она успевает выступить более чем с сотней спектаклей и композиций. А сейчас она мечтает поставить программу по поэме Марины Цветаевой «Молодец» (ударение на первом слоге) и повести Алексея Толстого «Гадюка». 

Секреты профессии

Как слово становится художественным и лечит память?
Галина Канунникова старается прочувствовать материал, над которым работает. Начинает с того, что… от руки переписывает любимое произведение, вчитывается в него, изучает филологические работы по нему… А во время подготовки программы о Петре и Февронии она посетила Муром и побывала у раки (гробницы с останками святых).

Артистка стремится в первую очередь рассказывать об интересных женских судьбах, например, княгине Ольге и первой в русской армии женщине-офицере Надежде Дуровой (1783 – 1866).

Однажды художественное слово жизненно помогло Галине Алексеевне. В 2010-м году она пережила сложнейшую операцию. Под действием сильного наркоза ее память стала стираться, и тогда она стала твердить сказки Пушкина, которые еще помнила. Помогло. Постепенно, месяц за месяцем и год за годом, художественное слово вернуло ей память.