+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
04 февраля 2016

Бог вокала снизошел до «Олимпа»

В поисках очередной легенды наш корреспондент заглянул в Самарскую областную филармонию, пообщался с музыковедом – а по совместительству еще и экскурсоводом – Людмилой Беляевой и узнал много интересного об истории самой филармонии, но еще больше – о ее предшественнике, цирке-театре «Олимп».

Намоленное место

Людмила Ивановна встретила меня у служебного входа филармонии и повела по узким коридорам подсобок, на ходу начиная свой рассказ:
– В прошлом году самарская филармония отметила свое 75-летие, но ее история начинается гораздо раньше. В конце XIX века здесь, на ул. Саратовской и Москательной (так тогда назывались ул. Фрунзе и Льва Толстого) обосновались все балаганные труппы. В переулке просто кипела жизнь! Здесь жили и выступали циркачи, дрессировщики, уличные музыканты, здесь же расположились карусели и каток. И нашлись люди, которые сообразили, что из этого можно извлечь прибыль.

В 1904 году саратовские коммерсанты братья Никитины обратились в городскую Думу с предложением построить на этом месте цирк-театр. Однако пока в Думе шли препирательства по этому вопросу, их опередили наши, самарские предприниматели братья Калинины, которые и построили «Олимп».
Тем временем мы с Людмилой Беляевой вышли в фойе филармонии.

– Мы сейчас стоим в поистине святом, намоленном месте, – вдохновенно произнесла музыковед. – Именно здесь раньше располагалась арена «Олимпа», на которой выступали почти все известные артисты дореволюционной России. Сразу после открытия цирка в 1907 году сюда приезжал знаменитый дрессировщик Леонид Дуров, здесь демонстрировал чудеса силы и ловкости известный атлет Иван Заикин. Но самым выдающимся событием для «Олимпа» стал, конечно же, приезд Федора Шаляпина.

Ходил ли Шаляпин по подземному ходу

Выдающийся певец приехал в Самару по приглашению владельца музыкального магазина Павла Чулкова. Изначально планировалось, что бас Шаляпина прозвучит со сцены драматического театра, но в здании после недавнего ремонта стоял такой сильный запах краски, что артист наотрез там выступать. Тогда Шаляпина повели в «Олимп». И снова знаменитости не понравился запах, ведь в цирке помимо артистов-людей выступали и дрессированные животные. «Я в конюшнях не пою!» – возмущенно сказал певец. Концерт вновь оказался под угрозой срыва. Но Шаляпину сделали предложение, от которого невозможно было отказаться: неслыханный по щедрости гонорар заставил артиста на время забыть о неприятном запахе.

– А правда ли, что Шаляпин перед концертом прошел в здание «Олимпа» по подземному ходу, который начинался то ли из соседнего дома, то ли с территории пивзавода? – спросил я экскурсовода, вспомнив одну из слышанных мною легенд.
– Ну что вы, какие еще подземные ходы, когда у «Олимпа» даже фундамента нормального не было! – рассмеялась Людмила Ивановна. – Конечно, он мог незаметно пройти в цирк со стороны конюшен, так как ажиотаж на концерте был дикий: люди стояли в дверях и сидели на ступенях. Возможно, так и появилась эта история про подземный ход.

С пребыванием Шаляпина в нашем городе связаны и другие легенды – якобы он пел с балкона гостиницы «Бристоль», а в кабачке Портнова за плохое обслуживание взял резонансную ноту и разбил всю посуду. Конечно же, ни по каким кабакам Шаляпин не ходил, а историю эту, скорее всего, выдумал сам владелец заведения, чтобы привлечь посетителей. За время своего краткого визита в Самару Шаляпин никого не посещал, кроме устроителя концерта Павла Чулкова. По крайней мере, никого из живых.

Но утром в день концерта Шаляпин в одиночестве отправился на Всехсвятское кладбище, где была похоронена его мать, умершая в Самаре в 1891 году. Найти могилу матери певцу помог местный священник Семен Андриановский. Говорят, что с кладбища Шаляпин забрал горсть земли, завернул ее в платок и всю оставшуюся жизнь держал у сердца во время выступлений. В 1926 году кладбища, где была похоронена его мать и другие исторические личности, не стало (подробнее об акции «Самарских известий» по установке памятной стелы в честь погребенных на этом месте самарцев, читайте на стр. 14).

В музее филармонии

Людмила Беляева провела меня по мраморной лестнице на второй этаж, где расположился музей филармонии. По стенам длинного узкого помещения были развешаны фотографии бывших и действующих сотрудников филармонии.

– Здесь почти каждый человек – настоящая легенда! Они помогли филармонии пережить выпавшие на ее долю нелегкие годы, работали с полной самоотдачей, давали концерты в деревнях и селах, воодушевляли бойцов на полях сражений. Наш трубач Юрий Голубев в мае 1945 года дал сигнал окончания Великой Отечественной войны, а Вера Зенкевич спела «Ах, Самара, городок» у стен Рейхстага. Она же впоследствии написала книгу ««Возрожденный «Олимп», посвященную музыкальному прошлому Самары.

В центре выставочной экспозиции стояла гипсовая голова музы Эрато, чья фигура на пару с Апполоном некогда венчала угловой фасад цирка-театра. Эта голова – все, что осталось от оригинального «Олимпа», сейчас здание филармонии украшает копия той скульптурной композиции.
– Самарская филармония была основана в апреле 1940 года, и уже тогда здание «Олимпа» находилось в плачевном состоянии, – вздохнула Людмила Ивановна. – В 20-х годах прошлого века здесь была настоящая «человеческая конюшня», в бывшем театре жарили шашлыки, пили и ели.

Конечно, все это не могло не отразится на состоянии здания, однако филармония еще долгие годы продолжала работу в здании бывшего цирка-театра.

Последний «подпольный» концерт

– В 1975 году я была на последнем концерте, который состоялся в старом «Олимпе», – рассказала мне Людмила Ивановна. – Тогда здание было уже закрыто из-за аварийного состояния, но в него все равно тайком пробирались любители музыки. В тот день свой концерт давал знаменитый скрипач Гидон Кремер. В зале собралось всего 15 человек, но мы постарались устроить артисту такие овации, чтобы ему не было обидно выступать перед столь малочисленной аудиторией.

Вскоре после этого «подпольного» концерта началась реставрация «Олимпа», которая свелась к тому, что старое здание попросту снесли, а на его месте по проекту архитектора Юрия Храмова возвели новое, лишь отдаленно похожее на старый «Олимп». В 1988 году новое здание открылось для зрителей. С этого момента началась новая история самарской филармонии.

В ней по-прежнему работают преданные своему делу люди, на сцене выступают именитые российские и зарубежные музыканты, но романтический ореол тайны, некогда окружавший «Олимп», увы, навсегда покинул эти стены. Но, быть может, со временем у нового концертного зала появятся и свои легенды. Что ж, поживем – увидим.

За что «Олимп» называли самым элегантным зданием в Самаре

Театр-цирк «Олимп» открылся 1 декабря 1907 года. Здание было построено по проекту Платона Шаманского в стиле русского провинциального модерна. Зрительный зал «Олимпа» вмещал 1100 мест. Двойное название – театр-цирк – объясняется своеобразием конструкции: при снятии кресел в центре партера и установки съемного барьера зрительный зал превращался в арену. В «Олимпе» работал постоянный концертный оркестр. На сцене театра ставили оперы и драмы, пели знаменитости, читали лекции выдающиеся ученые.

Кстати

26 октября 1917 года со сцены цирка-театра «Олимп» Валериан Куйбышев провозгласил победу советской власти в Самаре.

Текст: Валерий Григанов, «Самарские известия» №4 (7057)