Людмила Камелина
«Я очень уважительно отношусь к Королю инструментов и считаю, что мне очень повезло быть рядом именно с этим органом.»
Но люблю играть и произведения XVII - XVIII вв. - «золотого» века органной музыки. В тех сочинениях каждый раз находишь что-то новое. Это как старое украшение с новой блузкой – оно играет по-новому, приобретает новый оттенок. Пахельбель, Букстехуде, Свелинк – и сегодня невероятно интересны и публике, и исполнителям.
Не говоря уже о Иоганне Себастьяне Бахе, небольшой юбилей которого (330 лет) мы отмечаем в этом году. К слову, мои друзья, не музыканты, однажды после концерта, на котором я играла только «великого кантора», сказали, что их не утомили те два часа, проведённые с одним композитором, им не было скучно, им не требовалось «разбавить» программу сочинением другого автора. Несомненно, великий Бах – один из немногих, кого никогда не бывает «много» в программе концерта.
Но не только сольными номерами известен наш инструмент. Скрипка, человеческий голос, арфа, гобой нередко звучат вместе с ним в ансамбле, в котором орган может повести за собой, а может и покорно подчиниться. Любой инструмент чувствует себя комфортно с таким партнёром – от маленькой блок-флейты до симфонического оркестра».
Красоту и мощь звука самарского органа давно оценили многие великие музыканты мира, выступавшие на сцене самарской филармонии в рамках Международного фестиваля органной музыки «Королевские аудиенции» и в цикле «Бах плюс…», а создатель этих проектов, ставших визитной карточкой Самары – Людмила Камелина. Четверть века музыкант, ставшая нашей землячкой 12 лет назад, играет на органе, освоила и попробовала множество инструментов европейских залов и церквей, но, по её словам, каждый раз с трепетом приближается к «своему» органу.
Своё благоговение перед королём инструментов некоторые музыканты мира выражают, снимая перед ним обувь и босиком играя на ножной клавиатуре. Но у Людмилы – особая обувь. Она из такой тонкой кожи, что пальцами ног органистка чувствует педальную клавиатуру так же как пальцами рук – клавиши мануалов (клавиатур для игры руками). А изменения в настроении органа замечает, едва прикоснувшись к клавишам. Впрочем, хандрит инструмент или нет, посетители филармонии не услышат – лишь строй его чуть изменится в зависимости от температуры и влажности в зале.
Послушать сердце, посчитать рёбрышки
Чтобы орган не заболел какой-нибудь серьёзной болезнью, Юрий Савельев, органных дел мастер, часто проводит «диспансеризацию».