Самарская филармония пошла навстречу неосознанным желаниям большей и лучшей части своей публики и устроила день рождения Баха. Филармонический утренник. Зал наполовину – из ребятишек. Раньше все они наверняка обучались бы в музыкальных школах, а сейчас – кто знает…
Но если обучаются, этот персонаж появляется в их жизни в первом классе и года два-три с ними безотрывно – Анна Магдалена Бах, вторая жена Иоганна Себастьяна. «Тетрадь Анны Магдалены» – кто из нас не играл менуэтов оттуда?!
Какая она была, Анна Магдалена? Каких женщин Бах любил? Прижизненный портрет – и реинкарнация нашей героини в скромном (а по нашим временам – роскошном) домашнем наряде, с корзиночкой, прикрытой салфеткой. А под салфеточкой что-то соблазнительно благоухает… свежая выпечка! Вот тут, дорогие филармонические коллеги, недоиспользованная возможность довести спектакль-концерт до полного блеска. Была бы я ребенком – с каким упоением купила бы (или получила в дар) булочку «от Анны Магдалены»! Ну хоть маленькую! Еще теплую! С сахарной пудрой!
Анна Магдалена (лектор-музыковед филармонии Ирина Цыганова) приглашает публику в дом Баха. Попадаем на семейный праздник. Чей это звучный голос, чей внушитель-ный профиль и белый парик? Неужели сам Иоганн Себастьян перед нами? Нет, его камердинер (Виктор Намакаренский). Если уж лакей таков, то каков же его хозяин! В роли Баха – Георгий Клементьев.
Большой именинный пирог праздничной программы режут на кусочки. Вот первая часть ля-минорного скрипичного концерта (Ирина Смолякова), вот музыка наимоднейшего современника Баха, знаменитого Телемана. Вот фагот, орган, клавесин…
Наталья Эскина, музыковед, кандидат искусствознания, член Союза композиторов России
Фрагмент статьи из издания «Культура. Свежая газета», № 6 (94), 2016 г.