Михаилу Щербакову – 65. В это трудно поверить, глядя на его неуёмную энергию, уверенную, выразительную технику дирижирования, способность одним взмахом руки управлять невероятным объёмом звука самого сложного музыкального организма – симфонического оркестра. Уже четверть века он работает главным дирижёром Самарской государственной филармонии. Его знает и уважает весь город. Не только зритель высказывает своё восхищение сильным, захватывающим звучанием оркестра под руководством Михаила Александровича, но и профессиональное музыкальное сообщество признаёт его дар и масштаб проделанной работы. То, как вырос самарский оркестр за эти 25 лет, и что он представляет собой сегодня, отмечено многими российскими изданиями. Так, после гастролей в концертном зале имени Чайковского в Москве в 2014 году «Литературная газета» писала: «Самарский оркестр – коллектив мирового уровня, у него прекрасная звучность, играют они с удовольствием, с истинно российской щедростью души, с сердобольностью, но в то же время выверенно, музыкально». В «Музыкальном обозрении» за 2014 год отмечено: «Сегодня оркестр Самарской филармонии, безусловно, входит в группу ведущих симфонических коллективов России». Журнал «Музыкальная жизнь» за январь 2015 года продолжает эту мысль: «Самарский оркестр является сегодня одним из лучших в России». Другие профессиональные издания также констатируют высокий уровень слаженного звучания музыкантов самарского симфонического оркестра, объединённых задачей преподнести людям Её величество классику и доверяющих интерпретацию произведений мирового наследия маэстро Щербакову.
Задача дирижёра
У каждого дирижёра свой диапазон жестов, с помощью которых он задаёт параметры исполнения произведения – темп, силу, связность, контрастность, акцентированность. Особая техника вырабатывается годами – концентрацией и повторением намеченных приёмов – и, конечно, зависит от индивидуальных способностей дирижёра. Сам Михаил Александрович, раскрывая секреты управления оркестром, на первое место ставит профессионализм, квалификацию и исключительное знание предмета изнутри. «С десяти лет я играл в школьном оркестре, – рассказывает Михаил Александрович, – затем в студенческом оркестре Уральской государственной консерватории. Там я совмещал три должности – концертмейстера (первой скрипки оркестра), инспектора оркестра и библиотекаря. А окончив консерваторию, в течение десяти лет работал в симфоническом оркестре Свердловского государственного академического театра оперы и балета, руководили которым в то время известные дирижёры Кирилл Тихонов, народный артист России, и сменивший его Евгений Колобов, также народный артист России. Именно Е.В. Колобов назначил меня первым концертмейстером оркестра, и мы проработали вместе семь лет, пока его не пригласили в Санкт-Петербург, в Мариинский театр. Тогда я почувствовал, что хочу двигаться дальше, и вернулся в родную консерваторию, поступил на отделение оперно-симфонического дирижирования».
Михаил Щербаков признаёт большое влияние Е.В. Колобова на выбор своего дальнейшего профессионального пути. Маэстро благодарен выдающимся профессорам Уральской консерватории, скрипачу Науму Абрамовичу Шварцу и дирижёру Марку Израильевичу Паверману, которые подготовили его к этому.
«У меня был интересный эпизод в детстве, – вспоминает Михаил Александрович. – Когда я ещё только поступал в подготовительный класс музыкальной школы, моя тётя, тогда ещё студентка 5 курса, решила показать мне консерваторию и повела меня к профессору Н.А. Шварцу и следом к М.И. Паверману. Мне тогда было всего шесть лет, а когда я вырос, то стал учиться именно у этих педагогов. Вот такое удивительное совпадение».
Эти педагоги сыграли важнейшую роль в становлении музыканта, научили его трудиться, служить публике, приобщая её к шедеврам мирового культурного наследия.
«Чему должна служить профессия музыканта? – спрашивает Щербаков. – Конечно, своему народу. Музыка, как говорил Лев Толстой, – высшее в мире искусство. Это опора в жизни, которая даёт душевные силы на преодоление любых жизненных трудностей. Вся великая музыка, – продолжает Михаил Александрович, – очень патриотична. Например, музыка Бетховена – это музыка революции. А Джузеппе Верди и Фредерик Шопен писали музыку освобождения. А если говорить о нашей стране – мировом музыкальном лидере, – то такой плеяды гениальных композиторов, среди которых Чайковский, Рахманинов, Стравинский, Шостакович, Прокофьев, нет нигде в мире. Они писали музыку, призванную объединять людей, сплачивать и вести их вперёд. И сегодня особенно актуальна идея единого межнационального языка, сила которого способна менять мысли, нравы и сознание людей. Более того, я горжусь, что со второй половины XIX века наступил расцвет российской музыки и, благодаря гениальности наших композиторов, о красоте русской души узнали во всём мире».
Дирижёр и оркестр
Полученное Михаилом Александровичем Щербаковым образование и опыт позволяют ему точно раскрыть смысл музыкального произведения, заложенный композитором, увлечь музыкантов коллектива следовать этому смыслу и достигать выразительного звучания оркестра по одному взмаху дирижёрской палочки.
Работая в Самаре с 1991 года, он проводит огромную работу с оркестром, благодаря которой уже спустя два года симфоническому оркестру Самарской филармонии присваивают звание академического. Музыкальный коллектив впервые отправляется на гастроли за рубеж: в 1993 году в Тунис, на Международный музыкальный фестиваль в Эль-Джеме, в 1994-м – в Китай, на фестиваль, проходивший в Пекине и посвящённый творчеству П.И. Чайковского. Затем следует турне по городам Испании, куда оркестр выезжал трижды и побывал в 40 городах. Несколько раз коллектив выезжал в Германию и Бельгию, кроме этого выступал на многих сценах России и, где бы он ни играл, вызывал сильные эмоции у слушателей, восторженные отзывы в прессе, исключительные оценки музыкальных деятелей.
«Гастрольные выступления повышают исполнительский уровень всего коллектива, – отмечает Михаил Александрович. – Признаться, 25 лет возглавлять один оркестр – это не так просто, ведь я выхожу на репетициях к высокопрофессиональным музыкантам, которые всё прекрасно знают и умеют сами! Однако музыкантов и публику интересует моё видение музыки, они ждут мою интерпретацию. А музыка может открываться, а может оставаться только хорошо сыгранными нотами, она капризна в этом смысле. Техническая часть, безусловно, важна, но она лишь часть сверхзадачи музыканта.
Мы открываем новый мир музыкального произведения, следуя замыслу сверхзадачи, а если её нет, то нет и вдохновения, нет душевного подъёма, технической точности игры. Идут годы, и каждый концерт начинаешь, как первый и единственный. И проживаешь эту жизнь снова и снова. А по-другому нельзя, ведь слушатель ждёт от тебя признания, объяснения того, что происходит в твоей душе и что находит отклик в их душах».
Дирижёрская профессия – это таинство. Она, как любое искусство, вызывает множество вопросов. И если задача дирижёра – читать особый смысл, а назначение музыки – вдохновлять, то без преувеличения можно назвать дирижёра проводником, а музыку – связующим звеном между человеком и Богом. Симфоническому оркестру отводится роль исполнителя, воплощающего в жизнь эти мыслеформы.
«Симфонический оркестр – самый совершенный музыкальный инструмент, который изобрело человечество», – заключает Михаил Александрович Щербаков.
В нашем городе академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии с его сильным талантливым дирижёром, безусловно, ценят и любят, раскупая билеты и абонементы на их выступления, ожидая вновь испытать эмоциональный подъём и воодушевление, которые на каждом концерте дарят настоящие мастера музыкального искусства.