+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
08 июля 2016

Десять лет, а на уме свидания

К счастью для меломанов, камерная музыка становится все более востребованной у горожан. Во многом к тому, чтобы она нашла свой путь к сердцу самарского слушателя, приложил немало усилий дуэт «Рандеву». В нем выступают артисты самарской государственной филармонии, гитарист Валерий Ксенофонтов и исполнительница на домре и мандолине Ольга Раскопова.

Не так давно их проект отпраздновал десятилетие впечатляющим концертом, который показал, что наравне с выступлениями солистов и симфонических оркестров для слушателя не менее важен и интересен доверительный камерный диалог с классикой. Мы узнали, чем сегодня живет проект двух профессионалов и просто замечательных людей и почему так важно продвигать классическое и народное наследие в столь необычном формате.

Впервые мы познакомились с дуэтом «Рандеву» в 2008 году. Тогда музыканты делали только первые шаги в самостоятельной творческой карьере, но уже обещали стать заметным явлением в музыкальной жизни Самары. А вскоре исполнители заняли второе место на престижном международном конкурсе-фестивале «Виртуозы гитары», впечатлив жюри, в которое вошли лауреаты «Грэмми», композиторы Джон Дюарт и Апостолос Параскевас. Спустя годы они стали крепко сбитым дуэтом востребованных виртуозов, играющих как в паре, так и сольно, и совместно с приглашенными артистами, солистами и вокалистами.

Хотя, когда еще только «Рандеву» начиналось, они не строили «громадье планов». Дуэт появился как пространство для творческих поисков двух молодых исполнителей. Вообще такого рода тандемов, как гитара и мандолина или гитара и домра, в Самаре в то время еще не было, и Ольга с Валерием решили занять эту нишу, познакомились, поиграли, посмотрели, что получится. Результат им понравился, и они стали работать вместе.

Встречу предварял непростой музыкальный путь каждого из исполнителей.

- У нас в семье, а сама я из Энгельса Саратовской области, музыкантов среди родителей нет, но бабушка поет, а дедушка раньше играл в качестве баяниста на свадьбах, - рассказала Ольга. - Сама я в детстве, как дома начинала звучать музыка, то табуретку брала, переворачивала и играла на импровизированном «инструменте», то солировала на «фортепиано», подняв скатерть и барабаня пальцами по столу. Но пришла в музыкальную школу довольно поздно — в 10 лет, хотя многие дети начинают знакомство с музыкальными инструментами в 6.

В общеобразовательную школу, в 3-й класс, где училась Раскопова, однажды пришел педагог из музыкальной школы, рассказал о себе и своем заведении. Ольга вдохновилась и отправилась с мамой на прослушивание. Для скрипки и фортепиано она посчитала себя «старой» и пошла в класс домры.

В 15 лет Ольга окончила «музыкалку» и поехала в Самару на стажировку в ансамбле «Классик домра» под управлением Ларисы Демченко. Этот период стал новой важной вехой в становлении Ольги как музыканта.
- Благодаря Ларисе Ивановне я позже попала в Европу, стала работать с талантливыми музыкантами и стала всерьез осваивать мандолину, заново открыв для себя этот инструмент, - признается Ольга.

Раскопова училась игре на домре в классе Демченко в Самарском государственном педагогическом университете, который окончила в 2003 году. Далее она училась в Люксембургской консерватории по классу мандолины у профессора Муньоса и выпустилась в 2008 году с дипломом о втором высшем музыкальном образовании.

До этого они успели познакомиться с Валерием Ксенофонтовым.
- У меня все началось с того, что мама привела меня на занятия по игре на аккордеоне, - говорит гитарист. - Я отучился первый год, но потом педагог ушел из школы, и передо мной встал выбор — либо продолжать обучение, но с другим учителем, либо искать другой инструмент. Тогда мы решили перевестись в класс гитары. Но особого трепета перед этим инструментом у меня не было. Я понял, что не важно, на чем играть: работать придется в любом случае.

Не останавливаться на достигнутом и требовать от себя большего Валерия научил преподаватель Самарского музыкального училища Владимир Захаров: он стал для Ксенофонтова главным кумиром и вдохновителем тех лет. Потом были пять лет в Самарской государственной академии культуры и искусства у преподавателя Зюзина, которые помогли гитаристу выйти на новый уровень.

- Только благодаря ему я и научился играть, это на две трети его заслуга, - убежден Ксенофонтов. - Когда же я стал исполнять музыку осознанно, я открыл для себя гитаристов мирового уровня, на которых равнялся, у которых тоже многому учился и которые до сих пор вдохновляют на занятия любимым делом, так что на душе становится светло и приятно. Это, прежде всего, Пако де Лусия, чей портрет нарисовал и подарил мне один из моих учеников. Ну, и, конечно же, Андрес Сеговиа — человек, благодаря которому игра на классической шестиструнной гитаре сегодня находится на столь высоком уровне.

В 2006 году, находясь в творческих поисках, Валерий познакомился с Ольгой, и появилось «Рандеву». Одним из первых произведений, которое они сыграли в формате дуэта, стала «Испанская сюита» Гаспара Санса. Она до сих пор остается обязательным номером большинства их программ и сочинением, по которому можно оценить филигранное исполнение Раскоповой и не менее мастерскую, основательную работу Ксенофонтова. С годами их репертуар значительно обогатился, а техника игры обрела новые краски.

Выступая в «Рандеву», каждый из исполнителей одновременно развивался как самостоятельная творческая единица. Так, в 2008 году Ольга удостоилась первой премии V Международного конкурса имени Раффаэле Калаче на родине мандолины — в городе Пиньола (Италия). Раскопова тогда превзошла исполнителей из восьми стран Европы и завоевала первое место. Призом же для нее стала мандолина ручной работы, созданная потомком маэстро Калаче, виртуоза эпохи романтизма.

Валерий не отставал от соратницы и тоже завоевал ряд призовых мест на всероссийских и международных конкурсах. В мировом сообществе гитаристов к его мнению прислушиваются, и он неоднократно в составе жюри разных фестивалей судит выступления молодых гитаристов. В 2008 же году Ксенофонтов попробовал себя в составе инструментального трио «Ритмы Испании». Оба, и Ольга, и Валерий еще и преподают в самарской Детской музыкальной школе имени Шостаковича и воспитывают новых преемников.

Летом на недолгий период участники проекта взяли тайм-аут, чтобы отдохнуть с семьями. Но вскоре они вновь приступят к репетициям, ведь в новом сезоне их ждет как минимум три концерта в рамках абонемента в камерном зале филармонии. Так, они выйдут на одну сцену с балалаечником Дмитрием Бойко, затем сыграют со струнным квартетом Caprise и наконец, совместно с вокалисткой Оксаной Антоновой представят публике программу в память об эстрадной певице Изабелле Юрьевой. Так что слушателей ждут новые яркие рандеву с классикой.

Музыка их связала

Каждый из участников проекта создал свою семью. Так получилось, что «вторая половинка» и у Ольги, и у Валерия тоже связана с музыкой. Супруг домристки — джазовый музыкант Алексей Раскопов, а жена гитариста — пианистка Катерина. И у Валерия, и у Ольги подрастают дети, и, судя по всему, они тоже приобщатся к музыке.

- Сейчас трудно сказать, будут ли наши дети музыкантами, - считает Раскопова. - Но в любом случае им стоит попробовать себя в музыкальной школе. Она развивает у детей много ценных качеств, например, внимание и усердие. Я, например, отправлю свою трехлетнюю дочь в класс флейты — обучение на этом инструменте развивает дыхательную систему.

Кстати

Промежуточным итогом творчества для «Рандеву» стал концерт к десятилетию проекта. На нем со своими друзьями-музыкантами исполнители поделились самым сокровенным для них музыкальным наследием и исполнили главные произведения из своего репертуара, в том числе, совместно с перкуссионистом Александром Носовым, - сочинения программы «Танцы народов мира»: композиции из Румынии, Перу, Мексики и Бразилии. Но свое десятилетие Ольга с Валерием считают только началом.

Текст: Георгий Портнов, «Самарские известия» №26 (7079) от 07.07.16