Величайшее счастье - выходить на сцену
Начало концертного сезона в Самарской филармонии. Афиши по всему городу приглашают любителей искусства на бенефис лектора-музыковеда Ирины Цыгановой. Сколько концертов провела она за годы работы в филармонии? - сосчитать непросто. Да и не в количестве дело. Практически ежедневно Ирина Цыганова выходит с открытой душой к тысячному залу. Взгляды публики просвечивают ведущую, как рентген. Ее задача за несколько минут ввести слушателей в мир искусства, пригласить их на праздник высоких чувств. Доверие и любовь зрителя завоевать очень сложно. Обмануть его невозможно: ведущая любит то, о чем говорит, и говорит о том, что любит… Сегодня мы предлагаем вашему вниманию некоторые штрихи к портрету бенефицианта, талантливого лектора-музыковеда и обворожительной женщины.
- Ирина, какой самый яркий концерт вам запомнился с детства?
- Мои первые музыкальные впечатления связаны с пластинками. У нас дома была богатая фонотека. Когда я оставалась одна, то рядом со мной находился мой большой друг - проигрыватель. Я слушала скрипичные концерты Паганини, органные прелюдии Баха, романсы Глинки и Рахманинова, песни ансамбля «Орэра» на грузинском языке... Все эти записи, заслушанные мной «до дыр», я до сих пор трепетно храню. А первым неизгладимым музыкальным впечатлением, которое я получила на концерте, стало исполнение Шестой симфонии Чайковского оркестром Куйбышевской филармонии под управлением Саулюса Сондецкиса. Это было таким потрясением! После концерта я долго не могла прийти в себя. Я вышла из зала другим человеком - мое отношение ко многим важным вещам изменилось... Это была первая глубокая рана, которая проходит по сердцу человека, когда он встречается с великим искусством.
Я с детства любила музыку, но поначалу мечтала быть врачом. Все мои игры были связаны с медициной: я накладывала повязки, понарошку делала мази и микстуры. Наверное, потому, что моя мама – детская медсестра (она до сих пор работает, и ее очень ценят). А моей «музыкальной мамой» стала Марина Евгеньевна Хачатурян – ныне директор 14-й музыкальной школы. Именно она помогла понять моим родителям и мне, что мое призвание – музыка. И сегодня мне страшно даже представить какую-то иную жизненную дорогу.
- Как вы стали лауреатом на Всесоюзном конкурсе «Учитель музыки»?
- Когда я училась на третьем курсе Педагогического института, в Куйбышеве проходил Всесоюзный конкурс «Учитель музыки». Он дал возможность конкурсантам проявить качества, необходимые музыканту-просветителю: владение фортепиано, дирижирование хором, проведение урока музыки в школе, чтение с листа, транспонирование, пение под собственный аккомпанемент, музыкальная беседа для школьников на предложенную тему. Готовиться к конкурсу мне помогала Элеонора Павловна Хельбен – одаренный педагог, музыковед и невероятной красоты женщина. Этот конкурс окончательно убедил меня в том, что музыкальное просветительство – это моя дорога. Не могу не сказать и о других своих учителях: Кларе Борисовне Саркисян, которой я обязана своей любовью к звуку и к слову; о Глебе Борисовиче Крылове, открывшему мне многие тайны рояля…
- Вы заканчивали аспирантуру у академика Геннадия Моисеевича Цыпина – знаменитого ученого, музыканта. Чем запомнились его уроки?
- Геннадий Моисеевич – человек невероятной эрудиции, интеллекта, огромного опыта, знаний, профессионального чутья. При этом очень скромный, легкий. В нем сразу чувствовался наставник, учитель и, самое главное, друг. В аспирантуру к Геннадию Моисеевичу я попала благодаря Леониду Григорьевичу Вохмянину, который предложил мне разработать спецкурс для студентов-пианистов – «Основы лекторского мастерства». Мы со студентами создавали музыкальные спектакли, где исполнитель выступал одновременно как автор текста, автор сценария, режиссер и мастер художественного слова и музыкант-инструменталист. Это было прекрасное время.
- Как поступило приглашение работать лектором-музыковедом в Самарскую филармонию?
- Так сложились звезды, хотя ничего случайного не бывает. Это было в октябре 2008 года. Инне Марковне Фельдман трудно было вести все концерты одной, филармония искала еще одного музыковеда. Сергей Николаевич Куранов предложил мне провести одну из программ абонемента «Антология романса». Руководство филармонии одобрило мою кандидатуру. И вот я здесь.
- Трудно было начинать свою деятельность после ухода из жизни Инны Фельдман?
- Один из первых концертов абонементов нового сезона, который я вела без нее, «Музыкальная гостиная Инны Фельдман»… Многие слушатели еще не знали, что летом она умерла, мне было очень тяжело сказать публике, что ее нет…
А дальше я стала делать свою работу так, как мне подсказывает сердце, душа, мое понимание музыки и искусства. Я стараюсь быть собой, идти своим путем и отдаваться любимой работе полностью. Она – огромная часть того жизненного счастья, которое мне послано.
- Какие эмоции вы испытываете, выходя к огромному залу?
- Это трудно описать словами, как будто уходишь в другой мир. Поначалу было сильное волнение, полуобморочное состояние (Смеется). У Ираклия Андроникова есть великолепный рассказ о том, как он впервые появился на эстраде. Его волнение было таким, что вместо того, чтобы выйти к публике и рассказывать о симфонии Танеева, он начал листать страницы партитуры дирижера, повернувшись к залу спиной... Немало правды в этом юмористическом рассказе есть. Проблема сценического волнения до конца еще никем не решена. Воленине остается, но большую роль играет сценический опыт. Со временем начинаешь контролировать ситуацию. И понимаешь, это величайшее счастье - выходить на сцену!
- Публичная работа подразумевает большое количество критики. Как вы к ней относитесь?
- Я с вниманием отношусь к критике людей, которых очень уважаю, мнением которых дорожу, которые для меня являются авторитетом. На все остальное стараюсь остро не реагировать ни в случае хулы, ни в случае похвалы.
- Как у Пушкина «хвалу и клевету приемли равнодушно»?
- Да, именно так.
- Назовите три вещи, без которых жизнь женщины теряет смысл?
- Любовь, музыка и материнство.
- Что нужно сделать, чтобы жизнь стала прекрасней?
- Нужно просто любить жизнь. Понимать, что она – величайшее счастье, и каждый день прекрасна по-разному. Нужно уметь радоваться мелочам. Как Чайковский, который радовался муравьишке, который несет былинку, капле росы, в которой играют лучи солнца… Важно в любом возрасте сохранить в себе открытость, непосредственность, чистоту восприятия жизни. Не стесняться ни своего смеха, ни своих слез.
Текст: Юлия Шумилина