Фестиваль искусств «Самарская осень - 2016» открыла Третья симфония Сергея Прокофьева, чей 125-летний юбилей мы празднуем в этом году. Исполнители – Академический симфонический оркестр Самарской филармонии под управлением маэстро Михаила Щербакова. Сложнейшее по форме и трактовке произведение о поисках человека смысла жизни и ее истины прекрасно удалось оркестру и дирижеру. Это сочинение Прокофьева – предупреждение всему человечеству. О чем? Каждый слушатель ответит на этот вопрос сам. Подсказки – в самой музыке… Марш бесноватых «перевертышей» в первой части симфонического полотна, множество вопросов во второй части симфонии: что происходит на свете? мы действительно погрузились во тьму? где выход?.. Третья часть симфонии возвратила нас к музыкальным образам зла, подобным тем, что были у П.И.Чайковского в «Щелкунчике». Только у С.С.Прокофьева - это не сказочные мыши с трехглавым Мышиным королем, а Нечто в тысячу раз страшнее и опаснее, неуловимое и омерзительное. В этой же части музыканты прекрасно передали образ, перекликающийся с темой из b-moll-ной Сонаты Ф.Шопена, рисующей потусторонний мир холода и нереальности, который развеяло дуновение флейты с tutti оркестра. Чем же закончатся все эти коллизии Третьей симфонии?.. Итог - в ее финале, в траурном апокалиптичном шествии…
Драматургия всего концерта была выстроена очень мудро. Из мрака – к свету, от замкнутости и безысходности – к свободе. Второе отделение открыл Третий фортепианный концерт Сергея Прокофьева в исполнении лауреата 15-го конкурса им. П.И.Чайковского Дмитрия Маслеева и Симфонического оркестра Самарской государственной филармонии под управлением народного артиста России Михаила Щербакова. Полог потустороннего мрака рассеялся от лучей солнца. В первый октябрьский день в концертном зале словно повеяло весной. Дмитрий Маслеев с первых же нот приковал внимание слушателей и не отпускал его до самого конца. Он не давал возможности никому из публики оторваться от этой музыки, поражая своей вовлеченностью в этот прекрасный мир звучащей Вселенной.
По своему музыкально-исполнительскому типу Дмитрий Маслеев - интроверт. Его исполнение – это не шоу с внешними эффектами, не бравада, не блеск глянца. Это раздумье музыканта внутри себя, но одновременно размышление для всех нас. Он не заигрывает с публикой – он по-настоящему играет, не откровенничает – он откровенен. Он прост, сосредоточен, интеллигентен. Форма музыкального произведения, которую он воссоздает на наших глазах, – великолепна!
Своим исполнением Дмитрий Маслеев вслед за композитором, говорит нам о безграничных возможностях Человека, о его силе победить самое невероятные трудности, пройти все самые сложные испытания. Интерпретация пианиста становится настоящим Гимном Человеку. И сценарий этой интерпретации захватывает слушателей целиком. В игре Дмитрия Маслеева нет любования звуком, демонстрации артикуляционных штрихов или владения запредельными темпами. Он словно заново создает Живую музыку и выпускает ее в пространство.
О Третьем концерте для фортепиано с оркестром С.Прокофьева говорят, что эта музыка - с Марса. Пожалуй, не соглашусь с этим. Марсиане могли бы только позавидовать тому, что эта Музыка открыта Сергеем Прокофьевым и вновь воссоздана Дмитрием Маслеевым, нашим симфоническим оркестром и маэстро Щербаковым здесь в Самарской филармонии, на фестивале «Самарская осень – 2016».
Текст: Юлия Шумилина
Фото: Михаил Пузанков