+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
04 октября 2016
В областной столице отметили тройной праздник: День музыки, 125-летие со дня рождения легендарного композитора Сергея Сергеевича Прокофьева и открытие фестиваля искусств «Самарская осень». Произведения новатора своего времени исполнил симфонический оркестр Самарской государственной филармонии и победитель конкурса им. П. И. Чайковского Дмитрий Маслеев. В магический мир музыки погрузились журналисты Мария Акимова и Татьяна Богомолова.

Открытие фестиваля: репортаж ТРК Губерния
Первый вечер фестиваля по праву можно было назвать приношением Сергею Прокофьеву. В этом году исполняется 125 лет со дня рождения композитора. В первом отделении прозвучала Третья симфония Прокофьева в исполнении симфонического оркестра под управлением Михаила Щербакова.

Впервые Третья симфония была исполнена в 1929 году. Произведение основано на материале оперы «Огненный ангел». Композитор писал эту оперу по одноименному роману Валерия Брюсова очень долго - почти 10 лет. При жизни Прокофьева опера не была поставлена, только в 1955 году состоялась ее мировая премьера в театре «Ла Фениче» в Венеции. Российская премьера прошла в 1984 году в Перми.

Опера пронизана страстью, мистикой и оккультизмом – по этой причине театры долго не решались на постановку. Во время написания оперы сам Прокофьев, подобно главной героине Ренате, имел опыт общения с демонами. Его знакомая – певица Нина Кошиц увлекалась спиритизмом и слышала таинственные звуки. Неизвестно, насколько серьезно композитор относился к таким сеансам магии, однако отмечал, что романсы, написанные Ниной Кошиц под влиянием потусторонних сил, отличались от других опытов ее сочинительства.

«Если говорить в целом об идее этого произведения, оно таково – поиски человеком смысла жизни, поиски истины, но часто в этих поисках человек пытается заглянуть за пределы дозволенного, за пределы собственного бытия. Действие проходит в XVI веке в Германии, но музыка Прокофьева наполнена апокалипсическими настроениями ХХ века, - отметила, предваряя исполнение, ведущая вечера музыковед Ирина Цыганова. - И в Третьей симфонии композитор дает образ перевернутого мира, мира, в котором добро оборачивается злом, а зло является ослепительным ангелом света. Мира, в котором человек без душевной целостности, без внутренней душевной гармонии оказывается на краю бездны».

В этом произведении композитор использовал оркестровые эффекты, которые производят невероятное впечатление на слушателя.

Во втором отделении был исполнен Третий концерт Сергея Прокофьева. Это произведение, которое, напротив, дышит светом, солнцем и жизнелюбием. Неслучайно, открывая первый вечер фестиваля, Ирина Цыганова назвала его «движением от мрака к свету». Третий концерт композитор посвятил своему близкому другу - Константину Бальмонту. Поэт, присутствующий на первом исполнении во Франции, был сильно впечатлен и в свою очередь написал сонет, включающий такие строки: «Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века. Внезапно дикий бык, опутанный врагами, все путы разорвал, и стал, грозя рогами. Но снова нежный звук зовет издалека…» Свое произведение поэт назвал «Третий концерт».

На открытии фестиваля Концерт № 3 прозвучал в исполнении оркестра и молодого пианиста, победителя XV международного конкурса им. П.И. Чайковского Дмитрия Маслеева. После завершения концерта Дмитрий Маслеев по просьбе публики на бис исполнил еще одно фортепианное произведение.

Следующий концерт фестиваля «Самарская осень» состоится 16 октября. Со сцены филармонии будут звучать джазовые стандарты в исполнении Джаз-квинтета Игоря Бутмана.

Текст: Татьяна Богомолова, газета «Волжская коммуна» № 261 (29807)