Третий концерт фестиваля искусств «Самарская осень», который состоялся 18 октября, и был посвящен 85-летию со дня рождения Микаэла Таривердиева, назывался «Последний романтик». И, действительно, чья музыка столь романтична, а печаль - светла? Ее узнаешь с первых тактов. Его мелодия, словно виноградная лоза, с изысканным запоминающимся плетением. Его философия - вызов скучному академизму и примитиву массовой культуры. Используя приемы барочных секвенций и мелизматики, классического построения формы, Таривердиев наполнял музыку свежестью чувств нашего времени.
Композитор написал музыку к 132 кинофильмам! Кроме этого, он - автор камерных вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, большого количества органной музыки… Ученик Арама Хачатуряна, Таривердиев дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории, его романсы тогда исполняла прославленная камерная певица Зара Долуханова… Сегодня на сцене Самарской филармонии его произведения исполнили заслуженные артисты России Татьяна Куинджи (сопрано) и Алексей Гориболь (фортепиано) в сопровождении камерного оркестра Самарской государственной филармонии «Volga Philharmonic», под управлением талантливого дирижера Самарского академического театра оперы и балета, лауреата международных конкурсов Евгения Хохлова.
В первом отделении концерта прозвучала моноопера Микаэла Таривердиева «Ожидание» на стихи Роберта Рождественского. Произведение было написано Таривердиевым для Камерного театра Бориса Покровского в расчете на уникальный талант Марии Лемешевой, дочери Сергея Лемешева и Ирины Масленниковой. В опере действует единственный персонаж - героиня, которая приходит на свидание на полчаса раньше мужчины. За время ожидания, которое кажется вечностью, она испытывает разные чувства – трепет, нежность, надежду, сожаление, страсть, боль, отчаяние, опустошенность и вновь надежду. И все это с подкупающей простотой и правдивостью рисует нам поэзия и музыка двух мужчин - Роберта Рождественского и Микаэла Таривердиева. Как могли они ТАК почувствовать тонкий душевный мир женщины?
Этот, полный драматизма, нежности и экзальтированности монолог с потрясающим до глубины души психологизмом исполнила солистка московского театра «Геликон-опера», лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска», Татьяна Куинджи. Ее неслучайно называют одной из самых интересных оперных певиц нашего времени. Татьяна Куинджи, вслед за своими великим прапрадедом, живописцем Архипом Ивановичем Куинджи, как большой художник создала на наших глазах яркую картину - образ одинокой женщины. Она прожила на сцене эту маленькую и, в тоже время, огромную человеческую жизнь!
Рядом с бронзой царей,
разжиревших
на лжи и крови,
рядом с бронзой героев,
рискнувших собой в одночасье,
должен выситься памятник
Женщине,
ждущей любви!
Светлый памятник Женщине,
ждущей
обычного счастья...
Вновь приходит зима
в круговерти метелей и стуж.
Вновь для звёзд и снежинок
распахнуто небо ночное...
Все равно я дождусь!
Обязательно
счастья дождусь!
И хочу, чтобы вы
в это верили
вместе со мною…
Кто не знает музыку к кинофильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы», «Судьба резидента», «До свиданья, мальчики», «Ольга Сергеевна»? Именно этой грани творчества Микаэла Таривердиева было посвящено второе отделение концерта. За роялем - Алексей Гориболь – яркая, креативная, мультимедийная личность. Закончивший Московскую консерваторию по классу контрабаса и отдавший этому инструменту 15 лет, он, в результате, стал блестящим пианистом… Кроме этого, Алексей Гориболь - ансамблист, дирижер, продюсер. Музыкант, обладает потрясающим режиссерским чутьем. Одна из его ипостасей - дар интерпретатора. Он - создатель концертных программ, проектов на стыке музыки, кино, балета. И на вечере в Самарской филармонии он блестяще показал свои таланты. Его пальцы будто и не касаются клавиш, а порхают над ними. Стиль его исполнения – это свобода, точность и аристократизм. Он ведет второе отделение концерта, рассказывая о тех моментах создания музыки М.Таривердиева, которые остались за кадром, о подвижничестве жены композитора - Веры Таривердиевой в сохранении творчества великого мастера.
Удивительно, но этот, наполненный тысячами музыкальных оттенков концерт, нигде не вышел за пределы «forte». Не случайно Микаэла Таривердиева называли «негромким человеком»… Романс «Я спросил у ясеня», почти экспромтом исполненный в завершении концерта заместителем заведующего кафедрой вокального искусства ГИТИСа Константином Ивановым, в сопровождении оркестра и при поддержке зрительного зала, стал теплым финальным аккордом вечера. Слушатели после овации покидали концертный зал со словами: «Как хорошо!!!»
Текст: Юлия Шумилина
Фото: Михаил Пузанков