Бриллианты на паутинке
27 октября 2016 года рояль фирмы «Steinwey» пригласил слушателей в концертный зал Самарской филармонии на встречу с пианистом Николаем Токаревым - эксклюзивным артистом Sony Music, обладателем премий Echo Klassik и Montblanc. Пианист выступает на лучших сценах мира и сотрудничает с ведущими коллективами и дирижерами. Музыканту 33 года, он выпускник Академии Гнесиных, с золотой медалью окончил Королевский колледж в Манчестере, аспирантуру Высшей школы музыки имени Р.Шумана в Дюссельдорфе. Николай Токарев - победитель Х конкурса Евровидения в Бергене, лауреат Конкурса имени Гезы Анды в Цюрихе. Сейчас пианист живет в Германии.
В первом отделении концерта в его исполнении прозвучала Чакона и вариации Соль мажор Генделя, три мазурки Шопена и фортепианный цикл «Ночной Гаспар» Равеля. С первых музыкальных фраз стало ясно, что пианист принадлежит к романтическому типу исполнителей. Итальянское bel canto орнаментированных мелодий, колористическая педализация, блестящее и тонкое владение техникой, краски барочной живописи в полифонии, звукоизвлечение, подобное воздушному перышку – пред нами был великолепный образец концертного исполнения Генделя.
В интерпретации музыки Шопена Николай Токарев проявил себя как поэт фортепиано. Его мазурки - это танец нежных чувств и возвышенных эмоций. Изысканные, аристократические, лирико-драматические. Pianissimo Николая Токарева – пыльца на крыльях бабочки. Свобода его музыкального высказывания прекрасно передавала все полу- и четверть-тона шопеновской ностальгии - мир не земной, но горний.
Цикл Равеля «Ночной Гаспар», требующий от пианиста большой виртуозности и относящийся к сложнейшим произведениям фортепианной музыки, в исполнении Николая Токарева - изображение сказочного, нереального мира. Его «Ундина» - образ бриллиантов на тонкой паутинке. «Виселица» - не удары погребального колокола, а пульс метронома, отсчитывающий мгновения жизни, раскачивающейся на волоске… «Скарбо» - зло не злое, а, скорее, нарисованное, как на картинках Гартмана… Николай Токарев уже в первом отделении разрушил множество стереотипов, сложившихся десятилетиями в традициях отечественного исполнительства.
Во втором отделении прозвучала «фаустовская» Соната Листа си-минор, одно из наиболее значимых фортепианных сочинений композитора, посвященное Шуману. Это сложнейшее произведение всегда вызывало противоречивые мнения у музыкантов и публики. Антон Рубинштейн, например, поначалу критически отнесся к нему, однако позже включил его в свой репертуар. А Йоганес Брамс вообще заснул во время первого ее прослушивания.
Николай Токарев перенес нас из сказочной музыки первого отделения в мир яркого драматического действа, насыщенного сквозным развитием формы, противопоставлением силы и нежности. Это был не эпатажный Ференц Лист, а поэма для фортепиано, где «Атланты держат небо на каменных руках». Ф.Лист написал свою Сонату, когда еще не было кинематографа, но это произведение звучит у Николая Токарева как интереснейшая кинокартина…
С упоением внимавшая артисту публика не захотела отпускать его после окончания концерта. И Николай Токарев исполнил на бис Органную хоральную прелюдию Баха-Бузони и Прелюдию Сергея Рахманинова. Зал был зачарован звучанием рояля под его пальцами…
Текст: Юлия Шумилина
Фото: Михаил Пузанков