Виолончелист истинно русской традиции
12 ноября 2016 года в Самарской государственной филармонии состоялся второй концерт из цикла «Лауреаты ХV конкурса им. П.И.Чайковского». Вместе с Академическим симфоническим оркестром Самарской государственной филармонии под управлением маэстро Михаила Щербакова выступил лауреат международных конкурсов, виолончелист Александр Бузлов.
Музыкант родился в Москве в 1983 г., окончил Московскую консерваторию (кл.профессора Н.Гутман). Во время обучения был стипендиатом международных благотворительных фондов М.Ростроповича, В.Спивакова и др. Свой первый Гран-при виолончелист завоевал в Монте-Карло в 13 лет. Вскоре последовали победы на многих международных конкурсах, Гран-при Всероссийского конкурса «Новые имена» в Москве (2000). После этой победы он вместе с другими лауреатами конкурса впервые выступил на сцене Самарской филармонии с симфоническим оркестром под управлением Михаила Щербакова. Самарская публика вот уже 15 лет может наблюдать творческий рост талантливого виолончелиста. В сентябре 2005 г. он получил II премию на одном из самых престижных музыкальных конкурсов в мире - ARD в Мюнхене, в 2007 году был удостоен серебряной медали и двух специальных призов на XIII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. В 2010 г. получил Гран-при и приз зрительских симпатий на Международном конкурсе им.Э.Фойермана в Берлине. В настоящее время Александр Бузлов преподает в Московской консерватории. Проводит мастер-классы в России, США и Европе.
Александр Бузлов исполнил Концерт №1 для виолончели с оркестром К.Сен-Санса, который занимает одно из первых мест в репертуаре виолончелистов. Это произведение прекрасно удалось солисту и оркестру - построением формы, виртуозным владения всем арсеналом виолончельной техники, вокальным звучанием инструмента в завораживающих романтических темах Сен-Санса, динамическим богатством и яркой оркестровкой.
Пьеса для виолончели с оркестром «Kol nidrei» Макса Бруха, написанная на тему еврейских литургических мелодий, прозвучала как сокровенная молитва - с глубоким чувством и пониманием исполняемой музыки. Благородный звук, живые диалоги оркестра и солиста – все было очень органично. Непростая для виолончельного звучания акустика нашего зала «сдалась» Александру Бузлову. Хотя он ни разу не форсировал звук, даже самое максимальное «пианиссимо» - было у него наполненным. Манера игры солиста говорила о его любви к своему инструменту и к исполняемой музыке. Это чувство передавалось слушателям. Не случайно газета New York Times как-то написала о музыканте: «Александр Бузлов является виолончелистом истинно русской традиции, обладающим великим даром заставлять инструмент петь, завораживая публику своим звуком».
Во втором отделении концерта звучала венская музыка - Симфония № 10 Фа-диез мажор Густава Малера - последнее произведение композитора, которое осталось незавершенным, и Увертюра «Эгмонт» Л.В.Бетховена к одноименной трагедии В.Гете. Величие музыки гениального Бетховена, ее неувядаемая красота, показывающая силу подвига человека во имя своего народа, еще раз заставила задуматься о том, что всем нам нужно чаще слушать такую прекрасную музыку в живом звучании, ведь она гармонизует и просветляет душу и разум человека. А подаренный на бис самарской публике оркестром и дирижером вальс И.Штрауса «Жизнь артиста» прозвучал как приглашение на новогодние концерты Самарской филармонии.
Текст: Юлия Шумилина
Фото: Михаил Пузанков