19 ноября в концертном зале Самарской филармонии состоялся концерт «Здравствуйте, господин Гайдн! Прощайте, господин Эстергази!», посвященный 285-летию со дня рождения Йозефа Гайдна. На сцене выступил солист – лауреат международных конкурсов, артист оркестра Мариинского театра Николай Странатковский (труба) и Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии под управлением заслуженного артиста РФ Георгия Клементьева. Концерт проходил в рамках проекта Санкт-Петербургского Дома Музыки «Музыкальная сборная России» представляет, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов. Концерты проходят в российских филармониях циклами, абонементами и отдельными выступлениями.
Трубач Николай Странатковский родился в 1992 году в Сочи. Окончил музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Геннадия Кутеева), где с 2008 года являлся концертмейстером группы духовых Молодежного симфонического оркестра им. Паулавичюса. Выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс Бориса Табуреткина). Музыкант - лауреат международных конкурсов: Всероссийского конкурса имени Большиянова (Краснодар-2011, II премия), Международного конкурса имени Римского-Корсакова (Санкт-Петербург-2013, II премия), победитель Международного конкурса трубачей (Таллинн-2014). В 2012-2013 гг. Николай Странатковский – артист оркестра Государственной Академической Капеллы, с сентября 2013 года – артист симфонического оркестра Мариинского театра.
В программе концерта музыканты с успехом исполнили произведения австрийского композитора Й.Гайдна (1732-1809) - представителя венской классической школы, одного из основоположников жанра симфония и струнного квартета. На концерте прозвучали Симфония № 6 «Утро», Концерт для трубы с оркестром и Симфония № 45 «Прощальная». Эта симфония была сочинена Йозефом Гайдном при определенных обстоятельствах. Музыкантам князя Эстергази долго не давали отпуска и не платили денег. Гайдн не мог добиться этого никакими мольбами и просьбами. Оркестранты стали роптать, перестали репетировать. Князь требовал исполнения новой симфонии на предстоящем празднике. Гайдн написал новую симфонию, которая исполняется при свечах, закрепленных на нотных пультах музыкантов. За традиционным финалом следует дополнительная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки (на одной из которых когда-то играл сам Гайдн, так как первый скрипач был и дирижером оркестра), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят за остальными. Йозеф Гайдн придумал остроумный и изящный протест - «музыкальную забастовку», такую, что князь не стал возмущаться, а композитор победил…
Спустя более 200 лет эта музыка звучит столь же свежо и пользуется огромным успехом у публики.
Текст: Юлия Шумилина
Фото: Михаил Пузанков