Совсем скоро, 21 декабря 2016 года, в Самарской филармонии завершится Восьмой Международный фестиваль органной музыки «Королевские аудиенции». В заключительном концерте фестиваля выступит очаровательный дамский квартет: заслуженная артистка России, солистка Самарской филармонии, органистка Людмила Камелина, солистка театра Новая Опера, сопрано Ольга Ионова, победительница международного конкурса имени Моцарта в Италии, стипендиат Фонда Иегуди Менухина, гобоистка Фридерике Кайзер и солистка Молодежного симфонического оркестра Берлина, флейтистка Анна Бишоф. К закрытию фестиваля музыканты подготовили программу из произведений эпохи барокко, причем, именно в том инструментальном звучании, как ее задумывали композиторы триста лет тому назад. О предстоящем событии мы беседуем с художественным руководителем Международного органного фестиваля Людмилой Геннадьевной Камелиной.
- Людмила Геннадьевна, на закрытии Органного фестиваля, под занавес, будет звучать музыка эпохи барокко. В чем, на Ваш взгляд, особенности исполнения барочной музыки?
- Эта музыка была написана более трех веков назад, когда композиторы подробно не указывали в партитуре темп, динамику, характер исполнения. И сегодня каждый из исполнителей волен интерпретировать эти сочинения по-своему. Создавать образ, руководствуясь знаниями о традициях того времени, накопленным опытом, подчиняясь своей индивидуальности и интуиции. Поэтому так разнятся трактовки многих известных сочинений. Выбор наиболее убедительных – за слушателями.
- Какое место сегодня занимает барочная музыка в академических концертах?
- Меня радует, что за последнее десятилетие старинная музыка стала звучать в зале Самарской филармонии значительно чаще. Конечно, произведения Чайковского, Листа, Брамса ближе к нам по времени создания и понятнее по способу изложения, но наш слушатель набирается опыта в понимании музыкального языка трехсотлетней давности. И сегодня при составлении программы концерта из сочинений Перселла, Телеманна, Баха и Генделя нет никаких опасений, что эту музыку не поймут.
- Как сложился Ваш международный квартет?
- Когда я задумала концерт старинной музыки, то понимала, что необходимо участие в нем музыкантов с большим слушательским и исполнительским опытом. В странах Западной Европы традиции барочного исполнительства сложились значительно раньше, чем у нас, и изучены глубже, поэтому в афише концерта появились имена немецких музыкантов Фридерике Кайзер и Анны Бишоф. И, конечно, без человеческого голоса невозможно представить себе полноценный барочный концерт. Ольга Ионова часто поёт с самыми известными оркестрами сочинения Генделя, Баха, Вивальди. Для исполнения этой музыки требуется особое умение, филигранная нюансировка, виртуозная техника. Всеми этими качествами обладает наша солистка, и, думаю, самарская публика получит истинное наслаждения от ее искусства.
- Какие задачи Вы ставили, только приступая к этому органному фестивалю? Что из задуманного удалось осуществить?
- При составлении программы фестиваля всегда хочется предложить слушателю как можно более широкий выбор музыкальных стилей и жанров. В этом году все сложилось как нельзя более удачно: итальянский дуэт - Хуан Парадель Соле и Роберто Мурра - исполнил романтическую французскую музыку, представители Франции – Доменико Северин и Сезар Велев - итальянскую музыку 19-20 веков, немец Хельмут Дойч представил программу из сочинений немецких композиторов 18-19 веков. А наш интернациональный квартет на последнем концерте сыграет западноевропейскую музыку эпохи барокко: английскую, немецкую, французскую, итальянскую и русскую.
- Что бы Вы пожелали зрителям, слушателям, которые придут на Закрытие органного фестиваля?
- Я знаю, что в Самаре сложился круг любителей органного искусства, которые не оставят без внимания наш предновогодний музыкальный подарок. Ну, а тем, кто придет к нам на концерт впервые, я бы хотела пожелать приятных открытий от встречи с искусством, волнующим человечество уже больше трех веков. Позвольте себе прикоснуться к Великому и удивиться его простоте и ясности!
Беседовала Юлия Шумилина