Актер театра и кино Даниил Спиваковский представил в Самарской филармонии музыкальный моно-спектакль по произведению Николая Гоголя «Мертвые души». В спектакле звучит музыка Альфреда Шнитке в исполнении ансамбля русских народных инструментов «Русская рапсодия».
Чичиков — кажется, всего лишь очередной отрицательный персонаж, в череде сыгранных Даниилом Спиваковским. «Маньяки всякие, Джеки-потрошители, международные террористы... Гитлер есть в моей коллекции, - перечисляет Даниил Спиваковский, сладко при этом улыбаясь, словно с губ его слетают названия изысканных напитков или блюд. Конечно, он их всех любит. «А как можно не любить своих персонажей, - говорит актер, - у меня хорошая коллекция негодяев, но я всегда пытаюсь найти первопричину их поступков. Мы же оправдываем себя в жизни и, наверное, у этих людей тоже есть своя правда. Именно поэтому я всегда активно работаю с авторами сценария, с режиссерами, чтобы показать преступную правду своих героев. При этом я понимаю, что зритель не будет на их стороне. Но персонаж-то становится глубже, интереснее...»
Чичиков же в интерпретации Даниила Спиваковского и вовсе оказывается персонажем скорее трагическим, чем комичным.
И в финале, когда Спиваковский скидывает пиджак, отрывает рукав на своей белоснежной рубахе и вдруг восклицает слова искреннего негодования, непонимания жестокости судьбы, невольно все сжимается в душе, а на глазах норовят показаться слезы. А действительно - за что? За что так поступили с Чичиковым, в общем-то, приятным во всех отношениях человеком. Да и кто лучше - Ноздрев, Собакевич, почтмейстер? Или время сейчас такое? На фоне нынешних монстров, кто таков Чичиков? - мелкий мошенник. И зритель так внимательно вслушивается в гоголевский текст, таким он кажется сегодняшним, ситуации знакомыми, и в зрительном зале порой проходит волна нервного смеха.... Все то же, как и во времена Николая Васильевича...
«Чичиков - человек страдающий, - говорит о своем герое Даниил Спиваковский, - знаете, не хотелось его превращать в другого, не менее замечательного персонажа - Хлестакова. Чичиков - думающий, переживающий, и, нарушая закон, скупая мертвых душ, он мучается. Ему это не доставляет удовольствие, но в жизни нет другого выхода, понимаете? Это человек с трудной судьбой, с трудным детством. И мы ни в коем случае не высмеиваем Чичикова».
В спектакле «Мертвые души» Даниил Спиваковский выходит на сцену вместе с оркестром народных инструментов «Русская рапсодия». В исполнении оркестра звучит музыка Шнитке: «Гоголь — сюита» и сюита из музыки к фильму «Мертвые души». Появляется же на сцене актер в роли дирижера. Сначала всерьез, а потом кривляясь и глумясь, он продолжает помахивать ручками, пританцовывая при этом...
Музыканты в данном спектакле выступают как соавторы театрального текста и как партнеры по сцене. Именно музыка создает атмосферу мистики, а порой безумства, «рвется» баян при первом упоминании о мертвых душах, обрываются надежды, как струна на домре, звучит музыкальная тема убегающей в даль дороги, бури, грозы..
«Русскую рапсодию» возглавляет великолепный музыкант, домрист- виртуоз — Евгений Волчков, - говорит Даниил Спиваковский. - У нас целая афиша мини-спектаклей. А «Мертвые души» - это действительно спектакль, потому что мы выходим за рамки простой чтецкой программы. Это мой принцип. Между мной и музыкантами происходит диалог, мы одно целое, один организм. Только у музыкантов в руках инструменты, а мой музыкальный инструмент – это голос, это я, это мое чтение».
Каждый спектакль музыканты вместе со Спиваковским долго репетирует. Выступив накануне в Тольятти, в Самарской филармонии за два часа до спектакля музыканты «Русской рапсодии» и Даниил еще и еще проходили сцены, меняли музыку. За полчаса до выхода музыканты вносили изменения, делали пометки в нотах. «Мы продолжаем творить, мы продолжаем искать, это очень оживляет спектакль и не превращает наш процесс в рутину».
В совместном репертуаре Даниила Спиваковского и «Русской рапсодии» помимо «Мертвых душ» - «Маскарад», «Москва – Петушки», «Конек –горбунок», Пушкинские «Маленькие трагедии» и «Метель». «А впереди - «Шинель», - говорит Даниил Спиваковский, - «Дон Кихот», «Песнь о купце «Калашникове», планируем взяться и за Шекспира...»
Текст: Татьяна Богомолова
Фото: Андрей Савельев
«Волжская коммуна»