Давно прошли времена, когда джаз и академическая музыка представлялись критиками как антиподы. Концертная стыковка жанров, академические музыканты, знающие и играющие джаз, и, наоборот, джазовые исполнители-классики, а также синтез джаза и академической музыки – сегодня совсем не редкость. В январе во втором концерте абонемента «Музыкальный вояж» в Самарской филармонии принимал участие Академический симфонический оркестр с его главным дирижером Михаилом Щербаковым, а также гость из Москвы – известный трубач, лауреат международных джазовых фестивалей Вадим Эйленкриг.
Прозвучали оркестровые сочинения больших форм, а также отдельные аранжировки для трубы с оркестром.
«Американец в Париже», написанный Гершвином в декабре 1928-го, был очень неоднозначно принят в музыкальных кругах, хотя сразу вошел в репертуар многих симфонических оркестров. Написана сюита под впечатлением путешествия композитора в Европу и его прогулки по Елисейским Полям. Сочинение по форме находится где-то на грани с симфонической поэмой, с которой опус роднит широта развития блюзовой темы.
Оркестру филармонии удалось представить это красочное повествование и весьма точно передать праздничное восприятие Парижа человеком, впервые попавшим в столицу Франции. «Американец» – это подборка нескольких тем, олицетворяющих эпизоды отдельных прогулок. И картина в целом возникает очень красочная, колоритная. Вот заполненные гуляющим людом бульвары, вот открытые двери уютных кафешек, вот сам гость, присевший на террасе одного из кафе, вот переход на противоположный берег Сены, но вот вдруг легкая и непринужденная прогулка прерывается сердитыми клаксонами спешащих такси. А к самому гуляющему подходит с попыткой заговорить с ним на ломаном английском языке солирующая скрипка. Но вот гостя Парижа вдруг одолевает ностальгия, и он начинает понимать, что он в этом городе чужой, он здесь одинок. Всплывают реминисценции в виде отголосков ритма чарльстона и интонаций блюза. И американец пытается вышагивать по Елисейским Полям упругой свингующей походкой.
«Американец в Париже» довольно часто звучит в программах филармонии, как и музыка другого близкого к джазу американского классика – Леонарда Бернстайна, в том числе сюита из мюзикла
«Вестсайдская история». Сюжет самого мюзикла – еще один вариант вечной темы трагической любви Ромео и Джульетты. И Самарский симфонический оркестр великолепно представил богатую музыкальную палитру этого сочинения: меняющиеся акценты, синкопы, неожиданные динамические контрасты оркестра и сольных эпизодов, непредсказуемые, почти джазовые фрагменты ударных. Причем уже с самого начала после энергичных пуэрториканских ритмов вдруг выплывает красивейшая, проникнутая светлым чувством любви нежная мелодия-признание «Мария».
Оркестр прекрасно донес до слушателей идею музыкального произведения, дал залу возможность понять, прочувствовать и осознать замысел композитора. При этом Михаил Щербаков, как всегда, очень эффектно и ярко подал замечательный музыкальный материал.
Нужно отметить, что сюита Бернстайна в истории Самарской филармонии занимает особое место: она стала первым произведением в серии последующих затем звукозаписей оркестра, а также неоднократно исполнялась во время зарубежных гастролей коллектива.
Кстати, в 2005-м мюзикл был поставлен Дмитрием Черняковым и на сцене Самарского академического театра драмы. Музыкальным руководителем постановки был самарский пианист и композитор Григорий Файн. Спектакль в репертуаре продержался недолго, хотя исполнитель роли главного героя Тони Андрей Белявский неожиданно нашел себя в новом амплуа и сегодня капитально работает в Москве в различных мюзиклах.
В третьей композиции январского концерта на сцену филармонии вышел гость – трубач Вадим Эйленкриг.
Вадим Эйленкриг сегодня – один из лучших трубачей России. После получения высшего образования и аспирантуры он успел поиграть в оркестрах Анатолия Кролла, Олега Лундстрема и Игоря Бутмана. Сегодня он работает с различными собственными ансамблями и как гость появляется на престижных российских сценах. С 2000-го он доцент, а с прошлого года – заведующий кафедрой джазовой музыки Академии имени Маймонида. В 2013-м Вадим был ведущим телевизионного проекта «Большой джаз» на канале «Культура». Музыкант записал несколько своих дисков, в том числе с участием известных американских джазменов.
И при всем этом он настойчиво утверждает, что не считает себя чисто джазовым музыкантом. Могу согласиться с этим с одной поправкой: Эйленкриг точно не является только джазовым музыкантом. Да, его исполнительская манера близка к эстрадной, а джаз он предпочитает популярный. Поэтому в его программах – известные джазовые стандарты и нередко музыка стилей soul или funk.
Вадим обладает виртуозной техникой игры на трубе. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать в его исполнении хотя бы «Полет шмеля» – своеобразный тест для установления уровня техники любого инструменталиста. Но техника у музыканта не самоцель. Он владеет еще и идеальным красивым звуком, и совершенно уникальным тембром. Вадим говорит, что для него главное в искусстве – искренность: ложь и фальшь всегда обнаруживаются быстро.
Его близкий друг Игорь Бутман называет Вадима «русским Крисом Ботти». Но известный аме-рикано-итальянский трубач и композитор работает в стиле smooth jazz – приглаженного и отшлифованного, беспроблемного джаза. Стилевая же палитра Вадима Эйленкрига богаче, хотя красивые, мягкие и мелодичные композиции в его программах присутствуют постоянно, он их очень любит сам и с наслаждением купается в этих волшебных звуках. Сегодня у Вадима Эйленкрига масса идей, задумок и планов, включая работу с его новым оркестром, который дебютирует в конце января в Москве. Вадим считает, что человек должен всю жизнь соревноваться с самим собой, и этот процесс очень увлекает и захватывает талантливого музыканта самого.
На сцене Самарской филармонии Эйленкриг выступал уже трижды с разными составами, в том числе в джазовом абонементе Даниила Крамера. Вадим был гостем моей авторской программы «Вот вам джаз» на «Радио-Самара-Максимум».
Прозвучало знаменитое си-минорное «Адажио» из
«Аранхуэсского концерта» Хоакино Родриго. Написанный для классической гитары с оркестром концерт – наиболее известное сочинение испанского композитора. Название его связано с великолепным королевским садово-дворцовым комплексом в Аранхуэсе. Король Хуан Карлос присвоил композитору почетное звание «Маркиз садов Аранхуэса», а после смерти в 1999-м Родриго был похоронен в Аранхуэсе, ему установили памятник с надписями на испанском языке и шрифтом Брайля, поскольку еще в трехлетнем возрасте Хоакин ослеп после болезни.
Популярность «Аранхуэсского концерта» была огромна, он звучал во всем мире, а американские астронавты брали его звукозапись на орбиту. Жемчужина самого сочинения – его вторая часть, «Адажио». Причем в оригинале партитуры главная тема написана для английского рожка, но существуют исполнительские версии, различные как по стилистике, так и по используемым музыкальным инструментам. Будучи по характеру связанной с андалузскими литургическими песнопениями, главная тема «Адажио» нашла воплощение в вокале Клаудиа Вилла, Хосе Каррераса, Демиса Руссоса, в исполнении хора и оркестра Поля Мориа, а также в джазовых версиях пианиста Чико Кориа, Модерн-джаз-квартета Джона Льюиса и выдающегося трубача Майлза Дэвиса с оркестром Гила Эванса. Дэвисовский диск Sketches of Spain считается одним из лучших в дискографии музыканта.
В исполнительской манере Дэвиса мало общего с игрой Вадима Эйленкрига, но российский музыкант в своей версии, используя иные технические приемы, представил непо-вторимую красоту, пронзительность и настораживающую тревогу музыки Родриго. Да и блестящее и элегантное звучание трубы Эйленкрига близко характеру музыки испанского композитора.
В заключительной части концерта прозвучало несколько аранжировок для солирующей трубы с оркестром, в том числе
Фантазия-посвящение Луи Армстронгу,
Попурри на темы «Серенады Солнечной долины», замечательная композиция Эдуарда Артемьева и другие.
Не могу не отметить замечательного лектора-музыковеда
Ирину Цыганову, которая очень живо, увлекательно и профессионально провела концерт.
Текст: Игорь Вощинин, член Гильдии джазовых критиков России
Фото: Михаил Пузанков
«Свежая газета. Культура», №№ 1–2 (109–110), 2017, Январь