+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
10 апреля 2017

Два глобальных события в один вечер

8 апреля 2017 г. в концертном зале Самарской филармонии в рамках Абонементного цикла «Дирижирует маэстро Щербаков» состоялось премьерное исполнение Двух симфонических моментов «Витязь в тигровой шкуре» композитора Александра Изосимова, посвященных юбилею Шота Руставели, и юбилейное исполнение сценической кантаты «Кармина Бурана» Карла Орфа. В концерте участвовали сводный хор - Хоровая капелла «Аура» им. А.И. Пахомова, руководитель – Татьяна Хачуян, Академический хор «Резонанс» СГИК, руководитель – Ирина Горбунцова, Академический хор «Vivat» СУ, руководители – Наталья и Николай Герасимовы, солисты - лауреат международных конкурсов Оксана Антонова (сопрано), солист Самарского академического театра оперы и балета Антон Кузенок (тенор), Вадим Зубков (баритон), Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии, художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Михаил Щербаков.

Исполнение Симфонических моментов «Витязь в тигровой шкуре» вызвало горячий интерес у самарской публики. В этом произведении, написанном по мотивам эпической поэмы великого грузинского поэта XII века Шота Руставели, автор продолжает традиция русских композиторов-классиков. Музыка «Витязя», насыщенная новаторскими чертами, одновременно вызывает ассоциации с колористическими сценами «Половецких плясок» Александра Бородина, терпкой ориентальной музыкой Арама Хачатуряна, особенностями тематического развития Дмитрия Шостаковича. Для циклической музыкальной формы симфонических фрагментов характерно обобщенное отображение образов литературного источника.
Произведения Изосимова звучат сегодня не только в России, но и за рубежом. Среди исполнителей - ведущие солисты мировых оперных театров: Геннадий Беззубенков, Олеся Петрова, Маргарита Грицкова, Мария Людько, Мария Литке; виртуозы инструменталисты: скрипач Владислав Песин, пианистка Галина Сандовская; гастролирующие коллективы: Уральский государственный камерный хор под управлением Владислава Новика и Московский ансамбль современной музыки; симфонические оркестры Санкт-Петербурга и Самары. Творчество композитора стало предметом научного исследования, ему посвящены десятки научных статей. Музыковед Наталия Климова в 2013 г. защитила диссертацию «Музыка Александра Изосимова: парадигма света».

Среди сочинений композитора: опера «Потерянный рай», балет «Избранник», кантата «Куликовская битва» для хора и оркестра, симфония, четыре инструментальных концерта (фортепианный, два скрипичных и виолончельный), симфонические образы «Лики», «Иаония. Благодарность Жизнедателю» для хора, органа и камерного оркестра, двенадцать хоров a cappella, «Химеры» для ансамбля инструментов, два струнных квартета, две cонаты (фортепианная и виолончельная), секстет «Когда душа моя была облаком», трио «Боги легконоги», дуэт «Infernale», фортепианный цикл «Превращение», «Царевна-Лебедь» для фортепиано, сорок вокальных произведений. Международную известность получили вокальный цикл «Песни прекрасного пришельца», хоровая поэма «Сопереживание душе» для хора a cappella, виолончельная соната. Многие из сочинений Александра Изосимова еще только ждут своих исполнителей.
Поистине триумфальным стало второе отделение концерта, в котором прозвучала «Кармина Бурана» Карла Орфа. Сложнейшее по форме и требующее высокого исполнительского мастерства огромного хора, солистов, оркестра и дирижера, гениальнейшее произведение было великолепно исполнено музыкантами. Оно вызвало овацию публики, которой, в какой-то мере, даже не хватило времени полностью выразить свои яркие эмоции от услышанного. Ни одна из записей этого музыкального полотна не передает ту мощь и силу воздействия непостижимой, апокалиптичной, одновременно мистической и философской музыки. Закономерно, исполнение столь масштабного произведения, сравнимого с глобальными мировыми проектами, требует открытых пространств, доступных для многотысячной зрительской аудитории.

Текст: Юлия Шумилина
Фото: Михаил Пузанков

Репортаж ТРК Губерния
Фрагмент концерта