Великие имена, великие творения
16 сентября 2017 г. в Концертном зале Самарской филармонии состоялся 1-й концерт из нового Абонемента № 8 «Диалоги об искусстве» – «Великие имена, великие творения».
В этом сезоне Самарская филармония и Государственный Эрмитаж представляют новый культурно-просветительский проект. В нем предлагается сопоставить и осмыслить музыкальное и изобразительное искусство в контексте соответствующей эпохи и художественного направления. Концертные программы сопровождаются комментариями научных сотрудников Государственного Эрмитажа и показом на экране произведений из коллекции музея. В рамках абонемента состоятся 4 концерта, которые представят обширную ретроспективу музыки и живописи от XVII до XX века.
В программе вечера выступили научные сотрудники Государственного Эрмитажа Анастасия Бурковская и Ирина Войцеховская. Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии под управлением – художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста РФ Михаила Щербакова исполнил Симфонию № 60 «Рассеянный» Й. Гайдна и Фрагменты музыки балета «Блудный сын» С.Прокофьева.
Предлагаемые на первом концерте произведения искусства ввели в мир и историю великого мирового музея: они принадлежат числу первых приобретений основательницы Эрмитажа – императрицы Екатерины II. Знаменитая статуя «Вольтер, сидящий в кресле», – одна из жемчужин коллекции музея, была создана Ж.А. Гудоном по заказу императрицы Екатерины II. Вольтер – философ, драматург, поэт и историк, блистательный представитель французского Просвещения. Екатерина II была большой его почитательницей, находившейся с ним в переписке, а после кончины писателя купила его библиотеку, ныне хранящуюся в Национальной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Как в восемнадцатом веке, так и сегодня, эта статуя Вольтера считается одним из лучших, наиболее выразительных и законченных образов великого философа, одной из самых прославленных работ скульптора Жана Антуана Гудона – мастера психологического портрета, автора блестящей галереи портретов своих великих современников – деятелей и знаменитых людей французского Просвещения.
«Возвращение блудного сына» великого голландца Рембрандта ван Рейна – всемирно прославленное полотно, величайшее творение мировой живописи, достояние Эрмитажа. Картина, написанная великим голландским художником 17 в. Рембрандтом ван Рейном, – одно из самых драгоценных приобретений императрицы Екатерины II. Это последнее монументальное произведение Рембрандта – итог его жизни, тяжких испытаний, раздумий, исканий. Написанная на сюжет евангельской притчи о юноше, бесцельно расточившим жизнь и в раскаянии вернувшимся в отчий дом, картина стала гениальным воплощением простой, но вечной истины человеческой Любви – сострадания, понимания, прощения – делающей прекрасным и человека, и весь мир вокруг него.
Текст: Юлия Шумилина
Фото: Михаил Пузанков