+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
19 сентября 2017

Диалоги об искусстве

Первый концерт нового цикла, подразумевающего диалог музыки и изобразительного искусства, был посвящен двум шедеврам Эрмитажа – скульптуре Жана-Антуана Гудона «Вольтер, сидящий в кресле» и картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Эти произведения принадлежат к числу первых приобретений основательницы Эрмитажа - императрицы Екатерины II.

Размышлять о великих произведениях и созерцать их публике предлагалось в сопровождении музыкальных произведений. В первой части концерта, посвященной скульптуре Гудона, в исполнении симфонического оркестра Самарской филармонии звучала музыка Гайдна - симфония «Рассеянный», во второй части - фрагменты музыки из балета Прокофьева «Блудный сын». Дирижировал в этот вечер Михаил Щербаков.

Исполнение музыкальных произведений предваряли лекции научных сотрудников Эрмитажа и проекции на экран каждого из шедевров.

Первым произведением, с которого начался «Диалог», стала скульптура Вольтера. Это произведение оказалось связано не только с историей французского искусства, но также с историей Эрмитажа и его знаменитой основательницы. После смерти Вольтера Екатерина II полностью выкупила его библиотеку. По замыслу императрицы в Царском селе должны были построить точную копию дома Вольтера в Ферней. Екатерина намеревалась именно там разместить библиотеку Вольтера, украсив интерьер скульптурным портретом философа. Заказ портрета был сделан молодому скульптуру Жану-Антуану Гудону.

Дом в Царском селе так и не был построен, а статуя «Вольтер, сидящий в кресле», созданная молодым мастером, украсила залы Эрмитажа. Философ сидит в кресле, словно в ожидании гостей. Вольтер – старик, именно такой, каким однажды увидел его молодой скульптор. И Гудон не стал приукрашивать реальность, единственное отступление от правды жизни - это одежда. Его одеяние, похожее на одежды античных философов, становится участником образа, напоминая, что идеи Вольтера принадлежат не только XVIII веку, но находятся вне времени. Кроме того, эти одежды позволяют скрыть немощность Вольтера, сделать образ более величественным, монументальным. Как рассказывает научный сотрудник Эрмитажа Анастасия Бурковская, в скульптуре поражает лицо Вольтера: «Еще современники признавали, что мастер запечатлел душу философа. Особенно запоминается взгляд. Кажется, Вольтер смотрит на человека, внимает словам пришедших».

И даже с экрана, казалось, внимал Вольтер музыке Гайдна, своего современника, и улыбался своей знаменитой саркастической улыбкой.

Вторая часть вечера была посвящена великому голландцу и картине «Возвращение блудного сына» - последней завершенной работе Рембрандта. Лекцию об истории произведения рассказала научный сотрудник Эрмитажа Ирина Войцеховская.
Анастасия Бурковская,
научный сотрудник Государственного Эрмитажа:
– Сегодня мы открываем совместную программу Государственного Эрмитажа и Самарской филармонии «Диалоги об искусстве». Первое произведение, с которого начинаем «Диалог», это работа французского мастера Жана-Антуана Гудона «Вольтер, сидящий в кресле». Это произведение оказалось связано не только с историей французского искусства, но также с историей Эрмитажа и его знаменитой основательницы – Екатерины II.

Анастасия Бурковская
Текст: Татьяна Богомолова, газета «Волжская коммуна»