Сергей Ролдугин:
– Я очень уважаю Самару, Самарский симфонический оркестр и вашего дирижера Михаила Щербакова. Выступление здесь для меня очень ответственно. В Самаре искушенная публика, поэтому для нее нужно представить именно серьезную, сложную музыку. Мы выбрали шедевр – двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром Йоганнеса Брамса. Это – гениальная музыка! Произведение, которое хочется исполнять много раз. И я уверен, что публика с удовольствием воспримет это сочинение. Брамс – очень сложный композитор, он требует высокого профессионализма от оркестрантов, дирижера и солистов. Павел Милюков, с которым мы исполняем этот концерт, – великолепный солист. Я считаю, что сегодня он - один из лучших в России. Он очень востребован, у него плотный график выступлений.
Мы привезли в Самару лучшие инструменты. У меня виолончель работы Страдивари, ее первый владелец – король Фридрих Вильгельм Прусский. У Павла инструмент работы Гварнери, у него много инструментов. В Самаре Павел будет играть на Мантуанском Гварнери. Но, несмотря на то, что это замечательный инструмент, Павел два года приспосабливал его к себе, разыгрывал.
Еще раз повторюсь, что Самара – город с традициями, который слышал всех, и может оценить по достоинству любое выступление. Не случайно мы посылаем сюда лучших ребят из проекта «Река талантов». Особенность этого музыкального проекта – в его отборе. Как правило, директора концертных залов, главные дирижеры, концертные менеджеры сами выбирают, кого пригласить для выступления с оркестром. А в проекте «Река талантов» отбор происходит по-другому. Его специфика в том, что своих лучших, талантливых ребят отправляют к нам на конкурс учебные заведения. И это не зависит от того, на каком инструменте играет молодой музыкант. Главный критерий – его талант. Первое право голоса у руководителей учебных заведений. Потом с этими ребятами занимаются профессора из Москвы, Санкт-Петербурга, из-за рубежа. И уже профессора оценивают, насколько готовы молодые музыканты исполнять целиком концерт с большим симфоническим оркестром в городах Поволжья. Через «Реку талантов» прошло очень много ребят, чьи имена сейчас на афишах не только лучших концертных залов России, но и всего мира. В этом проекте можно участвовать только один раз в жизни. Поэтому каждый год в нем принимают участие новые ребята.
О концерте в Пальмире. Его можно даже отнести к политическому событию. Но в основе каждого политического события лежат человеческие ценности. Мы хотели показать, что Россия всегда сильна своим духом. Мы исполняли в Сирии разную музыку – И.С. Баха, русских, советских композиторов. И мы понимали, что духовность России помогает всему миру, и, в частности, миру в Сирии. Эта акция была подобна концерту, проходившему в блокадном Ленинграде, когда там во время войны исполнялась 7-я симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Но такие концерты не должны быть постоянными, ведь музыка существует не для того, чтобы заглушать пушки. Не хотелось бы, чтобы концертные залы заменялись площадками, где проходят военные действия, где гибнут люди. В Пальмире я слышал взрывы, и когда мы уезжали, бомбой накрыло российский броневик… Погиб наш солдат, а мы успели уехать. Но все-таки хотелось бы, чтобы меньше было таких концертов, когда музыка встает, как щит от пуль. Конечно, нужно нести людям идеи добра и гуманизма, и самый быстрый путь к сердцам людей – это музыка, вот почему мы были в Пальмире.