Версия для слабовидящих
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
+7 846 207-07-13 касса
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
19 октября 2017

Волнующий голос альта

В 2017 году камерному ансамблю «Солисты Москвы» исполнилось 25 лет. В течение года прославленный коллектив совершает большой тур «25» по России, в рамках которого состоялось и самарское выступление.
 
Как рассказал Юрий Башмет, коллектив за этот год совершил огромное турне по России: «Во многих российских городах  мы побывали впервые. Были в Хабаровске, Магадане, Ростове, даже в Анадыре. Это было интересно. Всего дали более пятидесяти концертов. Конечно, состоялись и заграничные туры. Но это, скорее, наши традиционные выступления».
 
Самарский концерт прошел также в рамках юбилейного турне «25». Коллектив выступил с программой, выстроенной, кажется, по законам драматургического жанра. С легким воздушным прологом – «Дивертисментом» Моцарта, произведение сочинялось композитором для увеселения публики, и, действительно, в нем будто слышится трепет бабочек, легкий аромат нераскрытых бутонов роз и дуновение ветра. Легкомысленным был и финал первого отделения, в котором исполнили одну из шести сонат Россини, которую композитор сочинил в возрасте 12 лет.
 
Игривая соната, словно отдых после бурных объяснений, звучала вслед за полным томлений и глубоких переживаний «Ноктюрном» Чайковского. Томное, бархатное звучание альта здесь напоминает глубокий женский голос, спокойный и одновременно готовый вот-вот сорваться в рыданиях. Плач так и не вырывается наружу, внутренние переживания переходят в печаль и раздумья.
 
«Ноктюрн» Чайковского сменяли «Народные норвежские мелодии» Эдварда Грига и, наконец, Grave для альта и струнных Йиржи Бенда. В исполнении Юрия Башмета слышалось и размышление, и томление о чем-то ушедшем навсегда, успокоение и сладкая печаль.
 
Второе отделение концерта началось с «Кол Нидрей» для альта и струнных Макса Бруха, в котором альт уже звучал мощно, уверенно и красноречиво. «Кол Нидрей» – одна из главнейших еврейских молитв, которая звучит в синагоге во время Великого Поста. Сам композитор когда-то писал, что, услышав однажды в Берлине «Кол Нидрей», несмотря на то, что является протестантом, «проникся удивительной красотой этих мелодий». Позже он создал свои аранжировки «Кол Нидрей». В нацистской Германии Брух был запрещен к исполнению, нацисты полагали, что автор пьесы – еврей. Но и в послевоенной Германии произведения Бруха еще долго оставались в забвении. Интерес к его творчеству возник только в последнее время.
 
Завершился концерт четырехчастной «Серенадой» для струнных П.И. Чайковского. После исполнения «Серенады» Юрий Башмет и «Солисты Москвы» по настоянию публики исполнили еще одно произведение на бис.
 
В репертуаре «Солистов Москвы», отметивших в этом году юбилей, свыше 300 шедевров мировой классики и редко звучащих произведений – от Баха и Моцарта до Шнитке и Денисова. С коллективом выступали многие прославленные солисты: Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Наталья Гутман, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие.
 
Юрий Башмет
Юрий Башмет, народный артист СССР, дирижер, альтист:

– Я очень рад, что в Самарской области живет наша Музыкальная детская академия стран СНГ и Балтии, ведь можно было сделать только один проект и забыть. Но Академия живет и развивается. Это нужно всем: и родителям музыкально одаренных детей, и мне, и профессорам. Мой коллега из Франции, пожилой скрипач, признался, что обожает приезжать в Самарскую область. Потому что здесь талантливые дети, и они хотят учиться.
Текст: Татьяна Богомолова, газета «Волжская коммуна»