В Самарской филармонии в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» выступил Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова.
Самара оказалась уже пятым городом в гастрольном графике Национального филармонического оркестра России, однако ни следов усталости, ни одного равнодушного лица. Кажется, музыканты, дирижер Владимир Спиваков и солисты Надежда Гулицкая и Алексей Неклюдов делились с залом своей неиссякаемой энергией и делали это с нескрываемым удовольствием. Программу концерта составили произведения Верди, Пуччини, Доницетти, Леонкавалло, Канио, то есть что-то феерическое, жизнеутверждающее, удивительное в эти пасмурные и тревожные ноябрьские дни. Хочется думать, что солнце, выглянувшее на следующий день, – заслуга музыкантов.
Но, возможно, причина еще и в самом дирижере, одно его появление на сцене, уверенное дирижирование, на музыкантов оркестра и на весь зрительный зал распространило спокойствие, некую торжественность и радость одновременно.
Собственно, сам Владимир Теодорович говорит о том, что именно любовь к музыке и к публике заряжает его энергией: «Каждый концерт превращается в праздник».
Как рассказал Владимир Спиваков, программа выступления строилась в первую очередь из пожеланий солистов: «Я ориентируюсь на то, что хотят петь молодые люди. А потом программа собирается, исходя из выбранной концепции». И программа была выстроена на редкость удачно, постепенно от номера к номеру артисты вовлекали публику в действие. Так что под конец никто не хотел расставаться с музыкантами и полюбившимися солистами и уже на бис прозвучала «Застольная» из «Травиаты» Дж. Верди.
Как рассказали Надежда Гулицкая и Алексей Неклюдов, совместно им прежде петь не приходилось, познакомились они только 2 ноября в начале гастрольного тура, и уже к пятому выступлению, как говорится, «спелись». В какой-то степени Самаре в этом плане повезло, артисты выходили на сцену с сольными ариями и в дуете, демонстрируя не только прекрасные вокальные данные, но и артистизм.
«Надежда Улицкая очень талантливый человек, и у нее большие возможности, просто мало кому из молодых певцов удается петь с настоящим оркестром. Алексей Неклюдов сотрудничает с нами уже девять лет, и, я думаю, в самое ближайшее время он станет настоящей звездой. Он поет Ленского так, что вспоминается Лемешев…» – говорит о молодых исполнителях Владимир Спиваков.
Не смотря на то, что программа во всех концертах тура повторялась, Владимир Спиваков ежедневно перед выступлением вновь и вновь репетировал. «Шероховатости, которые были в предыдущих выступлениях, я старюсь исправлять, обращаю на это внимание. И именно пятый концерт в Самаре получился достаточно совершенным», – признался маэстро.
Но не обошлось и без казусов. Во втором отделении от внимания зрителей не ускользнуло, что некоторые листы нот оказались склеены. Правда, выступлению это никак не помешало. «Я знаю эти произведения наизусть, – улыбаясь отвечает Владимир Спиваков, – однажды на концерте в Бостоне мне случайно положили симфонию Шостаковича вместо «Ромео и Джульетты» Чайковского, я конечно продирижировал, но библиотекарь была в полном ужасе, не понимала, как так произошло. Но, я повторюсь, – продолжает Спиваков, – все эти произведения я знаю наизусть. Правда, с певцами лучше иметь ноты. Голос словно живет отдельно от человека и сильно зависит от климата, от состояния здоровья, от сухости помещения. Дыхание может быть взято в другом месте и тогда нужно подождать, поэтому я очень внимательно слежу, особенно за молодыми исполнителями, которые большого опыта еще не имеют. Важно, чтобы они раскрылись полностью, показали все, на что они способны».