+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
20 ноября 2017

Паганини снял бы шляпу...

Колоссальный успех имел концерт, который прошел 19 ноября 2017 года в Самарской филармонии. На сцене в этот вечер был знаменитый музыкант Алексей Архиповский (балалайка, Москва). Это был даже не концерт, а подлинное откровение артиста, перед которым сам Никколо Паганини, без сомнения, снял бы шляпу…
 
Балалайка в руках Алексея Архиповского не была привычным, в нашем понимании, музыкальным инструментом. Она звучала, как симфонический оркестр со множеством необыкновенных для нее тембров. Это были и арфа, и нежный колокольчик, и скрипка, и гитара, и глубокий вибрирующий бас, и ансамбль струнных, и, наконец, даже орган. 
 
Алексей Архиповский вывел свой инструмент на новый, неведомый до этого уровень. Его, без прикрас, можно назвать Русским Орфеем. Обладатель южного темперамента, обаятельный, музыкант-виртуоз после окончания Гнесинского музыкального училища завоевал титул лауреата Всероссийского конкурса и сразу же стал солистом Смоленского русского народного оркестра.
Творческие эксперименты Алексея Архиповского направлены на поиск новых выразительных возможностей балалайки. Используя прием электронной обработки звука, и накладывая друг на друга «живое» и «электронное» звучания, Алексей Архиповский создает уникальные музыкальные полотна, то графически-четкие, то фактурно-наполненные, многоплановые, то звучащие терпко. В своем творческом поиске музыкант настолько преуспел, что в 1998 году был приглашен Л.Г.Зыкиной в Государственный Академический русский народный ансамбль «Россия». Алексей Архиповский объехал всю необъятную родину, ближнее и дальнее зарубежье, везде встречая радушный прием и восторженные отклики прессы: «Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ, яркая выразительность его новаторской трактовки знакомых тем вызывает «мурашки по коже», – так о выступлении Алексея Архиповского писали журналисты нидерландской газеты «De Volkskrant», потрясенные виртуозностью и оригинальностью российского балалаечника.
 
Алексей Архиповский считает свой треугольный инструмент кладезем тайн и загадок, подобным загадочной пирамиде Хеопса. Он не устает их разгадывать, а значит – удивлять свою благодарную публику новыми находками и открытиями. 
 
«Я не считаю себя балалаечником в общепринятом смысле… И к балалайке я отношусь не как к русскому народному инструменту, а как к инструменту, на котором можно делать все что угодно», – признается исполнитель. Его нередко сравнивают с Паганини или Хендриксом – музыкантами, которые перевернули сознание слушателей, заставив по-новому взглянуть на возможности скрипки и гитары. Архиповский создал другой стиль игры на балалайке, совмещая аутентичные, гитарные и свои оригинальные приемы извлечения звука с революционным новшеством – «электрификацией» инструмента.
 
Универсальный музыкант, свободный от стилевых и жанровых рамок, Архиповский – желанный гость на фестивалях классической, этнической, фольклорной и джазовой музыки, а также на концертных площадках, число которых стремительно растёт, как в России, так и за рубежом. В 2011 году виртуоз попал в российскую книгу рекордов в номинации «лучший в мире балалаечник».
 
Текст: Юлия Шумилина
Фото: Михаил Пузанков