Вышел диск старинных русских романсов в сольном исполнении самарской певицы Людмилы Жоголевой. Диск посвящен великой певице Имперской России Анастасии Вяльцевой.
Была у нас когда-то Царская Россия. И в этой Царской России были подвижники, были герои, были труженики и промышленники, купцы и земские врачи. Кого только не было у нас в то благое время! А еще в Императорской России была замечательная певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871 — 1913 гг.). Это имя было известно тогда всей стране. Только у Царя — а еще у нее, певицы, исполнительницы русских романсов, во всей бескрайней Империи был личный железнодорожный вагон. Но если Царь в этом вагоне ездил по стране, стараясь увидеть и понять жизнь русских людей на местах, чтобы суметь им помочь в их нуждах (а потом, к нашей общей горечи, в этом самом вагоне подписал отречение от престола под давлением предателей-генералов), то у Вяльцевой был совсем другой — артистический вагон. Она на нем колесила по стране с другой совсем, но тоже духоподъемной целью. Ее встречала прямо на станциях публика всей бескрайней России! Ей так рукоплескали, ей так кричали «браво» и по стольку раз вызывали на бис, что даже Шаляпин следил за ее все возрастающей славой не без ревности. Ее звали «Чайкой русской сцены», «Несравненной» — каких только эпитетов не подобрали. Я недавно слушал ее пение в записи — оно и сейчас трогает своей проникновенной чувствительностью. Хорошо она пела!
А вот почему-то оказалась почти забытой. Никто почти, и даже многие специалисты, не произносит сейчас с трепетом этого некогда столь славного имени.
И вот «так уж звезды сошлись»: моей жене Людмиле Борисовне Жоголевой, певице (меццо-сопрано), солистке Самарской государственной филармонии, лауреату (первое место) Международного конкурса имени Изабеллы Юрьевой в Таллинне, Эстония, дипломанту Всероссийского конкурса русского романса во Владимире — пришлось потрудиться над тем, чтобы все мы вспомнили это забытое имя.
Сначала в Самарской филармонии был поставлен замечательный спектакль с одноименным названием «Всем своим светом…», посвященный Вяльцевой. Наверное, не лишним будет сказать, что именно Людмила Жоголева сыграла там главную роль — вжилась в образ самой Анастасии Вяльцевой! И в этом спектакле ей выпала удача исполнять романсы из репертуара Вяльцевой. Этот спектакль прекрасно встретила публика и в Самаре, и в Тольятти, и в Москве, и в Рязани, и в Саранске. Но творческий путь двух певиц — Анастасии и Людмилы, — раз пересекшись, не спешит с той поры в разные стороны, напротив, идет в одном направлении.
В прошлом году Людмила Жоголева побывала с гастролями в Санкт-Петербурге (шутка ли — довелось ей там выступать в музее-квартире Шаляпина!), и там она вдруг вспомнила о Вяльцевой! Нашла ее могилу в Александро-Невской Лавре. Нашла и дом, в котором жила великая артистка и в котором была счастлива, выйдя замуж за далекого от всякой театральщины офицера (правда, недолго была она там счастлива — умерла сравнительно молодой).
И вот вышел к ценителям прекрасного диск певицы Людмилы Жоголевой со старинными романсами из репертуара Вяльцевой. Это уже третий диск самарской певицы. Он как бы самый «светский» из них. Первый был посвящен песням на стихи ее отца, известного православного поэта Бориса Сиротина. Второй диск — это песни Александра Вертинского в ее исполнении, из которых, как ни странно, многие имеют духовное звучание. И вот — всего лишь русские романсы. Всего лишь? Но как-то моей жене Людмиле сказал очень известный самарский священник Иоанн Гончаров: «Да что вообще может быть духовнее русского романса?» — Очень точные и мудрые слова.
И вот я слушаю этот диск. Ну, понятно, когда поет моя жена, а не абстрактный какой-нибудь исполнитель, это накладывает отпечаток. Как уж ты там ни «абстрагируйся». Но все равно получилось великолепно. И для Людмилы это очень и очень серьезный шаг вперед. Это уже большое, настоящее высокое искусство. И перед самой Анастасией Вяльцевой было бы не стыдно исполнить вот так ее романсы. Думаю, она бы растрогалась.
Диск довольно большой, в нем шестнадцать произведений. Скромно думаю, что есть в нем романсы, которые сегодня никто не исполняет лучше моей жены. «Ваши пальцы пахнут ладаном» — в исполнении Людмилы Жоголевой романс этот звучит просто великолепно. Кстати, этот романс очень высоко, и чуть ли не на святоотеческую высоту ставил в своем «Дневнике» известный подвижник Епископ Варнава (Беляев): «Откровенно скажу — романс мне нравится. Именно с точки зрения главного аскетического делания монашеского, «памяти смерти», — писал он.
А «Динь-динь-динь» (Е. Юрьев)! Мы знаем это произведение в основном в не лишенном шарма, но все-таки весьма специфическом исполнении Смольяниновой. Не устраивая ристалище между замечательными певицами, скажу лишь: мне Людмилин вариант как-то ближе.
Есть песни грустные, протяжные. Есть, наоборот, разудалые романсы, где и тройка, и бокал вина, и бубенцы. Репертуар на любой вкус (кроме пошлого). И погрустить-поплакать, и посмеяться-порадоваться. Все есть в этом диске.
Создавался он долго, порой мучительно. Почти три года. Сейчас так нельзя работать. Жизненный темп диктует совсем другой ритм. Тяп-ляп — и готово!.. Но, видно, у высокого искусства свои законы. И только так вот и может явиться на свет подлинное. Настоящее прекрасное.
Кто приобретет этот диск, не пожалеет. Людмила под моим чутким руководством выросла в большую певицу.
И диск этот — хорошее тому «вещественное доказательство».
Текст: Антон Жоголев,
портал православной газеты «Благовест»